Народный политический юмор и власть

Народный политический юмор и властьОдним из решающих и постоянно действующих факторов общественного бытия социума в условиях демократии является общественное мнение как совокупность оценочных суждений и реакций граждан относительно условий своей жизнедеятельности, и прежде всего тех из них, которые напрямую детерминируются (моделируются) социально-экономической политикой государства. Наряду с формализованными каналами выражения людьми своего отношения к реалиям повседневной действительности (через конституционно узаконенные процедуры и институты, в том числе специализированные, наподобие СМИ), далеко не последнюю (и все возрастающую) роль здесь играют доступные каждому социальные сети в Интернете. Именно они стали сегодня чуть ли не основным средством массовой коммуникации, в том числе средством озвучивания и популяризации народного политического фольклора - устного народного творчества, представляющего собой образную интерпретацию общественно-политических явлений и процессов в форме афоризмов, прибауток, частушек, анекдотов и т.д.

Квинтэссенцией этого юмора является критическая оценка уровня и качества правительственной политики (государственных услуг) со стороны «потребителей» - простых граждан, которые, не будучи искушенными в этой сфере знатоками, реагируют на правительственную политику и ее высокопоставленных творцов-носителей спонтанно, на уровне первичных ощущений, первичных аффективных (эмоциональных) состояний и т.д. И хотя в этом юморе нередко встречаются «грязные частушки», оскорбительные шутки, тем не менее, даже в таких крайних проявлениях он «очищает общество и ограждает население от авторитарных поползновений властей». Такой юмор является неотъемлемой (органичной) частью общей народной культуры и «при всей своей специфике подлинно демократичен». [1]

Не будет преувеличением подчеркнуть, что народный политический юмор – это своеобразная энциклопедия народной жизни – в нем, как в зеркале, отражаются все превратности и аномалии этой жизни, связанные с радикально-либеральной капитализацией России. Рефреном проходит мысль о чудовищном обмане со стороны новоявленных «демиургов-творцов» рынка во главе с Борисом Ельциным - если основная цель ваучерной приватизации в России состояла в том, чтобы «взять все и поделить», то ее вдохновители реализовали эту цель только в первой части – «взять!». Представ перед всем честным народом «новыми ворами в законе с лицами учителей». И если раньше в стране «воровали все, что плохо лежит, то теперь также все то, что лежит хорошо». В результате казнокрадство стало «главной статьей бюджетных расходов».

Что касается народа, то вместо обещанной жизни как в какой-нибудь Швеции или Норвегии (после двух-трех лет шоковой терапии) народ подвергся широкомасштабной пауперизации и фактически был отброшен на грань биологического выживания. И хотя с приходом к власти В.В. Путина ситуация в стране стала заметно меняться к лучшему, народ по-прежнему не входит в категорию тех, «кому на Руси жить хорошо».

А ведь если вдуматься, то с учетом природных богатств и творческого потенциала, «Россия могла бы быть страной-конфеткой. Но как бы чиновники ни старались, каждый раз получается то самое, из чего конфетку лучше не делать» Вот потому-то вектор общественных изменений в России в постсоветский период всегда один и тот же – «от плохого к худшему, но всякий раз – лучшими методами».[2]

Но дела у нас далеки от радужных не только на уровне исполнительной власти, где засели топ-менеджеры из числа «непредсказуемых политиков - все что народу не пообещают - не сбывается». Недостаточный профессионализм у ответственных работников двух других ветвей властей – законодательной и судебной. Что касается Государственной Думы, то, она воспринимается массовым сознанием, как «фабрика законов, на которой держат очень большое количество бракоделов».

В такой же мере дискредитируют власть и наши правоохранительные органы, которые в глазах общественности престают органами не «столько правоохранительными, сколько правохоронительными». Сказываются также недоработки нашего правосудия.

Наряду юмором, который отражает массовое разочарование итогами рыночных реформ (несбывшиеся социальные надежды и ожидания) и «воздает должное» тем, кто, в глазах народа, повинен в этом, в нем много места занимает самоирония по поводу таких черт нашей ментальности, как долготерпение и подспудное ожидание чуда, государственно-патерналистский синдром, выраженная ностальгия по прошлому и др.

В этом же ряду привычка к кризисному бытию, невысокий уровень личных притязаний в потребительской сфере, своего рода «потребительский аскетизм» и жизнь по принципу «лишь бы войны не было», «не до жиру, быть бы живу». Ну а …
Когда у нашего народа
Есть водка, хлеб и колбаса,
Плевать хотел он на свободу
И на «шенгенские леса».

Из всего вышесказанного следует заключить: по своему контенту народный политический юмор есть плоть от плоти производное от динамики обстоятельств народной жизни. И он не только своеобразная энциклопедия этой жизни, но одновременно и своеобразное «зеркало политики», в которое облаченные властью управители всех уровней и рангов должны время от времени всматриваться с тем, чтобы разглядеть «лицо» своей политики и «ужаснуться» или «обрадоваться» его отражению.

Важно подчеркнуть еще одно весьма значимое обстоятельство - политический юмор представляет собой реакцию общества на действия власти и служит средством своеобразной сублимации агрессии – относительно безопасной отдушиной, с помощью которой происходит высвобождение накопившихся негативных эмоций по отношению к носителям власти и авторитета. Надо также учесть, что характер и тональность реакции властей на политический юмор - очень важный показатель их демократичности. Ибо свобода юмора - это одно из важнейших выражений закрепленной в демократических конституциях и гарантированной государством свободы слова. Включая свободу критики любых действий властей и должностных лиц вне зависимости от табели о рангах, равно как и права быть недовольным любым состоянием дел в государстве. Но если этот юмор зажимают, то … нечего на зеркало пенять… Ситуация, когда о власти можно говорить только хорошо или ничего - это возврат к тому, от чего мы пытаемся уйти вот уже добрую четверть века


_____________________________

1. Политология: Лексикон / Под редакцией А.И. Соловьева. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 775
2. См. подробнее: Муштук О.З. Технократическая легитимность российской власти. // «Обозреватель-Observer» 2016, №6, С.17-29

Орест Захарович Муштук,
кандидат исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии.
Университет «Синергия»


Народный политический юмор и власть
Опубликовал Politolog, 26-03-2017, 19:05
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет