Партийные заградительные барьеры

Партийные заградительные барьеры


Избирательное законодательство Российской Федерации: «партийные заградительные барьеры»

Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления[6, ст. 1]. Одной из форм высшего выражения высшего непосредственного выражения власти народа являются именно свободные выборы.С целью участия в выборах и представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Российской Федерации создаются политические партии[7, ст. 3].В современной России законодательство о политических партиях менялось неоднократно[2, с. 60]. Целью различных преобразований в данной области являласьв том числе и необходимость ограничения участия политических партийных организаций в избирательных кампаниях.
В настоящей статье автором под понятием «партийный заградительный барьер» подразумеваются законодательные ограничения в части допуска отдельных политических партий к участию в избирательной кампании.Либерализация партийного законодательства в 2012 г. привела к появлению в стране большого количества политических партий[См.: 9]. В настоящий момент на территории России функционирует семьдесят семь зарегистрированных партий[См.: 11].

Появление большого числа политических организаций и их возможное повсеместное участие в локальных избирательных кампаниях неминуемо влечет за собой и необходимость введения дополнительных ограничений в избирательное законодательство Российской Федерации со стороны властных структур.Особенно актуальным это представляется с учетом строительства партийного воздействия на электорат в современной России исключительно на политико-маркетинговых принципах [4, c. 18].

В большинстве своем это касается выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и депутатов представительных органов муниципальных образований (органов местного самоуправления).Первым подобным ограничением является определение Министерством юстиции Российской Федерации политических партий, обладающих правом на участие в выборах на территории России. Данное ограничение позволяет на подготовительном этапе «отсеивать» определенные политические партийные проекты. Данный «барьер» закреплен в Федеральном Законе «О политических партиях» [7, ст. 36]. В процессе подготовке к Единому дню голосования 13 сентября 2015 г. трем политическим партиям Министерством юстиции Российской Федерации было отказано в праве на участие в выборах[См.: 12].

«Партийные заградительные барьеры» для участия в выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (представительных органов муниципальных образований) ключевым образом заключаются в необходимости сбора политической партией подписей избирателей в поддержку выдвижения своего избирательного списка и устанавливается на основании Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[8, ст. 35.1].

На выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партии списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в следующих случаях:

1. «Если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому округу»[8, ч. 3 ст. 35.1].Последние выборы депутатов Государственной Думы состоялись 4 декабря 2011 г. Только пять политических партий[14] – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР и РОДП «Яблоко» – получили «лицензию» на участие в выборах на всей территории Российской Федерации на период с 2011 по 2016 гг. без сбора подписей избирателей.

2. «Если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу» [8, ч. 4 ст. 35.1].По состоянию на 2015 г. еще одиннадцать политических партийимеют «лицензии» в некоторых субъектах Российской Федерации. Это предоставляет политическим партиям право на участие в региональных выборах и во всех муниципальных избирательных кампаниях на всей территории данного субъекта Российской Федерации.

3.1. «Если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов хотя бы в одном из них» [8, пункт «а» ч. 5 ст. 35.1].

3.2. «Если на последних выборах в представительные органы муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации за выдвинутые политической партией списки кандидатов проголосовало не менее половины процента от числа зарегистрированных на территории данного субъекта Российской Федерации избирателей»[8, пункт «б» ч. 5 ст. 35.1].

3.3. «Если в представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один выдвинутый данной политической партией депутат»[8, ч. 6 ст. 35.1].

3.4. «Если по состоянию на день официального опубликования решения о назначения выборов кандидат, выдвинутый этой политической партией по избирательному округу или в составе списка кандидатов и избранный на последних выборах депутатом представительного органа хотя бы одного поселения муниципального района, делегирован из состава данного представительного органа поселения в представительный орган муниципального района»[8, ч. 7 ст. 35.1].

По состоянию на 2015 г. всего тридцать политических партийных организаций получили допуск к локальным выборам в пределах отдельных муниципальных образований некоторых российских субъектов. Список данных политических партий определяется решением региональной избирательной комиссии.В противном случае, иным политическим партиям на выборах депутатов законодательного органа власти субъекта Федерации и представительного органа муниципального образования требуется собрать в поддержку своего списка кандидатов более половины процента от числа зарегистрированных в пределах избирательного округа избирателей[8, ч. 1 ст. 37].

Отдельно автором анализируется избирательное законодательство в части создания «партийных заградительных барьеров» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.Данный анализ представляется автору актуальным в свете намеченных на 18 сентября 2016 г. выборов депутатов нижней палаты российского парламента. Данные выборы впервые с 2003 г. пройдут по смешанной системе: по половине депутатов будет избрано по единому округу с использованием закрытых списков партий и в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства[3, с. 329].

Обязательным условием регистрации федерального списка кандидатов является поддержка его выдвижения избирателями. Данная поддержка определяется по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации или подтверждается необходимым числом собранных в поддержку выдвижения списка данной политической партии подписей избирателей. Данная норма закреплена в Федеральном Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[10, ст. 44].Политические партии преодолевают данный предварительный «партийный заградительный барьер» в одном из следующих случаев[10, ч. 2 ст. 44]:

1. Федеральный список кандидатов данной политической партии на последних выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее трех процентов голосов избирателей.

2. Список кандидатов от данной политической партии был допущен к распределению депутатских мандатов или политической партии был передан «представительный мандат» в законодательном (представительном) органе государственной власти хотя бы одного субъекта Российской Федерации (при условии осуществления данным органом власти полномочий на момент публикации решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы).
В противном случае, политической партии для выдвижения своего списка кандидатов на очередных выборах депутатов Государственной Думы предстоит собрать не менее двухсот тысяч подписей избирателей (с учетом «субъектного ограничения» – не более семи тысяч подписей в одном российском регионе) случаев [10, ч. 3 ст. 44].

В выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации данной «льготой» смогут воспользоваться четырнадцать политических партий: из них пять партий получают данное право по причине результативного участия в выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва в 2011 г. (это: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР и РОДП «Яблоко») и девять партий получат это право исключительно благодаря представительству своей политической силы в региональных парламентах (это: «Правое дело» (с 26.03.2016 г. – «Партия роста»), «Патриоты России», «Гражданская Платформа», КП «Коммунисты России», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Родина», «Партия народной свободы», РЭП «Зеленые» и «Гражданская Сила»)[См.: 13].

Подобные нововведения в части установления «заградительных барьеров» для партий на этапе подготовки к избирательной кампании призваны, не допускать к участию в более масштабных кампаниях политические силы, которые не имеют достаточного локального уровня регионального представительства и поддержки избирателей.Однако на практике институт «заградительных барьеров» для партий не «отсеивает» непопулярные политические силы, а во многом служит лишь искусственным ограничением: часть политических партий, имеющих «льготы» для участия в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 г. вовсе не имеют представительства на муниципальном уровне, а полученный ими мандат в региональном парламенте зачастую свидетельствует лишь оналичии политических договоренностей партийных лидеров с политическим руководством отдельных субъектов Федерации.

Подобные коллизии приводят к возрастанию уровня электорального абсентеизма в России[1, с. 128]: граждане «не находят» в избирательном бюллетене «своей» партии несмотря на ее активность в субъекте или муниципальном образовании. Все это порождает и общее недоверие к выборам малоизвестная и непредставленная на уровне муниципальных образований политическая партия может получить льготу и принять участие в федеральных выборах.Вместе с тем, отсутствие «партийных заградительных барьеров» приведет к хаотическому участию всех зарегистрированных политических партий в крупномасштабных выборах и полностью нивелирует работу региональных и местных отделений партий вне федерального избирательного цикла.
Автором настоящей статьи высказывается ряд предложений, направленных на оптимизацию института «заградительных партийных барьеров»:

1. К участию в выборах депутатов представительного органа муниципального образования допускаются все зарегистрированные в Российской Федерации партии или их местные отделения.

2. К участию в выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации политические партии допускаются в случае их соответствия следующим требованиям:

2.1. Политическая партия принимала участие не менее чем в 1/3 муниципальных выборов в течение последних пяти лет на территории данного субъекта Российской Федерации.

2.2. Политическая партия представлена не менее чем в трех представительных органах муниципальных образований (действующих на момент назначения региональных выборов) на территории данного субъекта Российской Федерации.

3. К участию в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации политические партии допускаются в случае их соответствия следующим требованиям:

3.1. Политическая партия принимала участие не менее чем в 1/3 выборов депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в течение последних пяти лет.

3.2. Политическая партия по итогам не менее чем трех региональных выборов в законодательные органы власти (действующие на момент назначения выборов депутатов Государственной Думы) получила свыше трех процентов голосов в каждом из данных субъектов Российской Федерации.

4. На выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации необходимо полностью отказаться от института сбора подписей избирателей: данный механизм представляется исключительно бюрократическим и утратил свое абсолютное значение.

Как представляется, вышеприведенные меры позволят систематизировать избирательное законодательство в части действующих ограничений («партийных заградительных барьеров») путем усиления роли партий в избирательном процессе в современной России. Практическое воплощение данных инициатив приведет к усовершенствованию партийной системы и избавит Россию от «партий – спойлеров» и политических проектов «под думские выборы».

Политические партии в Российской Федерации будут вынуждены начать реальную и открытую политическую борьбу за доверие граждан на всех уровнях и право представлять интересы избирателей в органах государственной власти и местного самоуправления[5, с. 153]. Все это, в конечном счете, повысит доверие россиян к выборам и сделает избирательную систему в России более прозрачной и понятной рядовым избирателям.

Литература

1. Абрамов А.В. 12 лекций по политологии: Учебное пособие для бакалавров // А.В. Абрамов. – М.: ИИУ МГОУ. 2013. – 260 с. – стр. 143 – 148.
2. Алексеев Р.А. Политико-правовая трансформация избирательной системы России в период с 1993 по 2013 годы // Вестник Московского государственного областного Университета. Серия «История и политические науки». № 5. Т. 2. 2013. – стр. 52 – 61.
3. Контарев С.С. Перспективы непарламентских политических партий на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по федеральному избирательному округу в контексте региональных выборов 2015 г. // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 ноября 2015 г., г. Екатеринбург). В 3 ч. Ч. 3. – Уфа: АЭТЕРНА. 2015. – 366 с. – стр. 329 – 330.
4. Постников Н.Д., Федорченко С.Н. Партийное строительство в имперской и современной России (II) // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). 2016. № 1. Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/726, свободный (дата обращения: 16.04.2016). – 21 с.
5. Соколова Л.С., Золотарев П.С., Алексеев Р.А. Вопросы социально-экономической эффективности избирательных кампаний в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного Университета. Серия «История и политические науки». № 5. Т. 2. 2013. – стр. 151 – 157.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства Российской Федерации». 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
7. Федеральный Закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (в ред. от 09.03.2016) «О политических партиях» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 16.07.2001. № 29. Ст. 2950 («Собрание законодательства Российской Федерации». 07.03.2016. № 10. Ст. 1315).
8. Федеральный Закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 17.06.2002. № 24. Ст. 2253 («Российская газета». № 75. 08.04.2016).
9. Федеральный Закон от 02.04.2012 № 28-ФЗ (в ред. от 23.05.2015) «О внесении изменений в Федеральный Закон «О политических партиях» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 09.04.2012. № 15. Ст. 1721 («Собрание законодательства Российской Федерации». 25.02.2015. № 21. Ст. 2985).
10. Федеральный Закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (в ред. от 05.04.2016) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 24.02.2014. № 8. Ст. 740 («Российская газета». № 75. 08.04.2016).
11. Список зарегистрированных политических партий // Министерство юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minjust.ru/nko/gosreg/partii/spisok, свободный.
12. Сведения о политических партиях, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации // Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. Систем. требования: MicrosoftOfficeWord (.doc). Режим доступа: http://cikrf.ru/politparty/sved_min_yust.doc, свободный. – 8 с.
13. Сведения о политических партиях, допущенных к участию в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации без сбора подписей избирателей // Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. Систем. требования: MicrosoftOfficeWord (.doc). Режим доступа: http://cikrf.ru/politparty/spisok/gosduma.doc, свободный. – 3 с.
14. Сведения о политических партиях, выдвижение которыми кандидатов, списков кандидатов не требует сбора подписей на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]. Систем. требования: MicrosoftOfficeExcel (.xls). Режим доступа: http://cikrf.ru/politparty/spisok/1.xls, свободный.

С.С. Контарев,
студент 3 курса, факультета истории, политологии и права МГОУ.

научный руководитель – Р.А. Алексеев,
доцент кафедры политологии и права МГОУ, доцент, к.полит.н.
Опубликовал Politolog, 3-06-2016, 15:39
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет