Николас Карр «Стеклянная клетка. Автоматизация и мы»

В годы студенчества, когда я работал некоторое время в кафе, меня поразил один случай. Дело в том, что наши официанты при приходе детей должны были им давать различные раскраски, чтобы те не скучали, пока родители обсуждают взрослые темы и занимаются приемом пиши. Однажды в кафе пришла пара среднего возраста с двумя детьми. Официанты как и полагается, принесли каждому по раскраске и карандаши. Дети посмотрели на них, начали рисовать. Но они это бросили, не успев раскрасить и треть картинки. Они попросили телефон у своих родителей, и начали играть в него по очереди. Между ними дело дошло чуть ли не до драки, когда один пытался отнять телефон у другого. Тогда мне невольно вспомнилось мое детство, когда я с нетерпением ждал родителей, ходивших по магазинам, попросив у них заранее раскраску, в надежде что она будет с машинами. Точно так же я выпрашивал деньги у родителей на новые комиксы, а сейчас уже дети начальных классов имеют современные телефоны, имеют доступ ко всему в мире.
В школе я был хорошистом, я всегда был первым математиком в классе. Компьютер мне купили родители, когда я поступил в восьмой класс. Я очень долго упрашивал их, уверяя, что он мне нужен для учебы. Когда он появился, о учебе я и забыл. Я был безумно рад таким нововведениям, мне нравилось играть и смотреть фильмы, нравилось что-то читать в глобальной сети. Я применял компьютер для всего, кроме учебы. Игры стали убивать все мое время. С восьмого класса у меня появились первые четвертные тройки, в девятом классе у меня за год стояла тройка по алгебре. В период с девятого по одиннадцатый класс я уже не представлял свою жизнь без решебника. Мне было гораздо проще переписать хотя бы как-то решенные примеры за 10 минут, и быстрее сесть играть, чем тратить час на самостоятельное решение. Тяжело сказать, что было бы, появись у меня компьютер с интернетом в пятом классе. А сейчас у детей начальных классов есть компьютеры, и телефоны с выходом в интернет, с которым можно решать те же примеры не только дома, но и во время занятий. Стоит ли спрашивать о пользе современных технологий в обучении детей?
Николас Карр написал свою книгу в 2014г. В книге он уделил внимание технологиям в настоящее время. Он писал, будто бы в скором времени на 3D принтерах будут печатать абсолютно все, писал о достоинствах современных смартфонов и современных машинах [1.,с 24] Сейчас 2016г. Если мы откроем в новостях раздел HI-tech, то можем увидеть, произошедшие изменение за 2 года. Они действительно потрясающие. «Имплантированный чип вернул парализованному руку», «Представлен робот-полицейский», «Искусственный интеллект написал роман» и т.д. Сейчас настал тот период, когда технологии развиваются астрономическими темпами. Научный прогресс не стоит на месте, и развитие hi-tech технологий во многих сферам облегчает нам жизнь, а применение технологий в медицине позволяют продлить её. Как заявляют новости из мира высоких технологий: «Программирование клеток спасает от рака» и «На 3D принтере напечатали позвоночник. Первая имплантация прошла успешно». Но так ли все радужно как кажется?
В 1942 году писатель-фантаст Айзек Азимов сформулировал три закона робототехники, [2,с. 7] первый из которых: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред». Сегодня подобная инициатива уже не фантастика. На сегодняшний день ученые разработавшие суперкомпьютер смогли смоделировать работу полноценного мозга всего на одну секунду. Но даже это большой прогресс, 20 лет назад о таком люди только мечтали. Сегодня это уже реальность, и что будет через следующие 20 лет никому не известно. Сегодня дронам доверяют охранять ядерное оружие. А что будет если искусственный интеллект достигнет таких высот, когда сможет самостоятельно принимать решение без участия человека? И все, что нас будет отличать от них, это то, что у них нет эмоций. В таком случае сага о Джоне Конноре и Войне машин Джеймса Кемерона не выглядит такой нереальной антиутопией. А если до подобных технологий доберутся экстремистские силы? Ущерб экономике РФ от киберпреступности в 2015 году составил более 200млрд. рублей[3]. Эти же хакеры, сейчас ворующие деньги через киберпространство в один прекрасный момент смогут через это же киберпространство пользоваться достижениями науки, и высокие технологии смогут пробраться в преступный мир.
К счастью, сейчас это все еще из разряда фантастики. Но некоторые проблемы, которые внесла автоматизация общества, актуальны уже несколько столетий. И с развитием компьютеризации актуальность лишь нарастает. С развитием технического прогресса, развивается и робототехника. В Южной Корее и Японии на заводах уже работают тысячи роботов. А из-за стоимости услуг работников, предприятиям всё выгоднее переходить на использование труда роботов. Эксперты полагают, что либо предприятия будут вынуждены роботизировать производство, либо уйти с рынка. Сейчас в Ю. Корее на каждого робота приходится 22 рабочего [4], но цифры со временем будут лишь расти. И вывод из всего этого в том, что тысячи рабочих будут терять свои места. А когда роботы полностью заменят нас? Когда роботы будут обслуживать нас в кафе, будут роботы-таксисты, курьеры, уборщики? Сколько людей потеряют свои работы? Безработица будет колоссальной. Как и описано в книге Н. Карра, вся власть и богатство будет принадлежать лишь тем, кто этими роботами управляет[1, с 52]. Социальное неравенство возрастет, работы станет меньше, роботы заменят нас во всём. И где будет можно найти место в этом мире обычному человеку? Или это уже будет не наш мир?
Николас Карр написал интересную и довольно актуальную для современности книгу. В ней он смогу раскрыть все достоинства и недостатки компьютеризированного и автоматизированного общества. При этом, он смог охватить всю историю, с начала проникновения технологий в производство, по настоящий день. Прочитав книгу, возникает ряд глубоких вопросов, над которыми пора задуматься всему обществу.

Список литературы
1. Николас Карр. Стеклянная клетка. Автоматизация и мы. 2014г.
2. Азимов Айзек. Хоровод. 1942г.
3. РИА Новости, 13.04.16 (http://ria.ru/economy/20160413/1409855094.html)
4. Hi-Tech@mail.ru 26.04.16
(http://so-l.ru/news/show/tisyachi_rabochih_v_shanhae_zamenyat_robotami)

Автор: Давыдов Александр, III курс, МГОУ, Политология

Метки к статье: рецензия, Николас Карр, компьютеризация, автоматизация

Опубликовал Concorde, 28-04-2016, 00:50
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет