Родина или смерть: как народы определяют свою судьбу?

Родина или смерть: как народы определяют свою судьбу?

23 марта 2016 года студенты направления "Политология" Факультета Истории, Политологии и Права МГОУ посетили открытую лекцию профессора Дартмутского колледжа, политолога и специалиста по сецессиям Джейсона Соренса.

Лекция прошла на английском языке с синхронным переводом из цикла "Возвращение этики" - лекции известных экономистов, ученых и философов о важных вопросах частной и общественной жизни с точки зрения нравственных категорий.

Смысловой аспект лекции лёг на понятие - самоопределение. Самоопределение народов - важный принцип международного права, который в последние годы дает много поводов для обсуждения. С точки зрения моральной философии проблема эта еще сложнее, чем с точки зрения дипломатии.

Есть ли у «народа» единая воля, которую можно заявить и реализовать? Кто имеет право принимать участие в спорах о судьбе территории или ее жителей? Как правильно решать такие споры? Об этом постарался рассказать в своей лекции Джейсон Соренс.

Родина или смерть: как народы определяют свою судьбу?


Вначале профессор Соренс даёт дефиниции основных понятий, которыми в дальнейшем он собирается оперировать.

  1. Сецессия (тождественно "отделение") - выход группы людей или территории из под суверенитета государства, в котором эта группа людей или территория проживали и создание нового государства;

    Виды суверенитета:
    • Внутренний - самостоятельная внутренняя политика;
      У субъектов Российской Федерации отсутсвует внутренний суверенитет, т.к. у них нет самостоятельного местного самоуправления

    • Внешний - самостоятельная внешняя политика.

  2. Ирредентизм - выход из состава государства и вход в другое уже существующее.

Приводя примеры сецессии в Испании, Канаде, Великобритании, Джейсон Соренс объясняет специфику сецессий в странах западной демократии: регионы стремятся выйти из состава государств в необозримом будущем, а сейчас хотят остаться под их суверенитетом.

Далее он ставит три вопроса морали, вокруг которых строится вся лекция:
  1. Можно ли разрешать пропаганду сецессии?
  2. Может ли Х (икс, прим. ред.) выйти из состава страны?
  3. Может ли У (игрек, прим. ред.) препятствовать Х выйти?

И в течение всей лекции отвечает на них.

Родина или смерть: как народы определяют свою судьбу?


Следует ли разрешать пропаганду сецессии? Многие правительства запрещают подобную риторику. Потому как идея сецессии политически опасна.

Однако, Джон Стюарт Милль - британский философ, экономист и политический деятель считает, что сецессия оправдана. Народы имеют право демократического выбора, а сецессия - это и есть демократический выбор.

Каковы же критерии, оправдывающие сецессию?
  1. Геноцид;
  2. Дискриминация этнических меньшинств;
  3. Этнические чистки;
  4. Политическая дискриминация;
  5. Авторитаризм;
  6. Недееспособность правительства (ущемление прав);
  7. Налоговая дискриминация (Каталония в Испании);
  8. Фундаментальные идеологические различия (Тайвань в Китае);
  9. Культурное ущемление (дискриминация культуры).
Когда сецессия является неоправданной?
  1. Сецессия направлена против местного меньшинства - вновь образовавшееся государство гипотетически будет подвержено геноциду, этнической чистке или дискриминации (сброс балласта в виде меньшинства на произвол судьбы);
  2. Создание авторитарного государства из вновь образовавшегося;
  3. Большинство не согласно;
  4. Сецессия приведёт к налоговому ущемлению оставшейся части государства;
  5. Подрыв демократического разнообразия.

Родина или смерть: как народы определяют свою судьбу?


Какие факторы придают легитимность правительству?
  1. Демократия (Ян Шапиро - профессор политологии Йельского университета) - большинство хотят это правительство;
  2. Народ сам должен быть согласен, чтобы им управляли - договорная теория Дж. Локка;
  3. Гипотетическое согласие - правительство легитимно, если разумные люди гипотетически готовы его выбрать (Дж. Роуз - американский философ, основоположник либерально-государственной концепции внутреннего и международного права);
  4. Общественное благо - любое правительство лучше чем анархия (Д. Копп).
Далее следуют определённые выводы:
  1. Не только национальные группы имеют право на сецессию;
  2. Все государства нелегитимны в определённой степени;
  3. Реализация общественного интереса препятствует сецессии;
  4. Если низкий уровень влияния правительства, которое препятствует сецессии, то низкий уровень гражданских войн;
  5. Легитимизация сецессии уменьшает насилие, которое сопровождает процесс сецессии.

Родина или смерть: как народы определяют свою судьбу?


Сецессия допустима, если этого хочет большинство. И если вновь образовавшееся государство будет соблюдать и гарантировать право сецессии.

Из зала был задан вопрос по поводу Крыма - законности его присоединения. Профессор Джейсон Соренс ответил, что считает процесс присоединения Крыма к России нелегальным, т.к. во время проведения процедуры референдума на нём не присутствовали сторонние, иностранные наблюдатели.

Метки к статье: Сецессия, InLiberty, Возвращение этики

Опубликовал Самодержец, 27-03-2016, 01:27
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет