Выборы как фактор стабильности и база для реформ

Выборы как фактор стабильности и база для реформ


В законодательный орган, согласно предварительным официальным данным, проходят три партии: пропрезидентская "Нур Отан" ("Свет Отечества"), партия "Ак жол" ("Светлый путь") и Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК). Окончательные итоги голосования в соответствии с законом ЦИК должен огласить не позднее 26 марта. Оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия, набравшая 1,18% голосов, заявила, что не признает результатов голосования. При этом наблюдатели, в том числе из стран Запада, назвали выборы честными и прозрачными.

Предвыборная дискуссия в целом показала, что партии победители выступают за снижение зависимости Казахстана от экспорта сырья (углеводороды).

Правящая Народно-демократическая партия Казахстана "Нур Отан" представляет интересы бюджетников, руководящей бюрократии и крупного национального бизнеса. Демократическая партия Казахстана "Ак Жол" ориентирована на голоса либеральной интеллигенции и прозападно настроенного бизнеса. При этом "Ак Жол" предпочитает конструктивную критику экономической политики властей, не ставя под сомнение избранный стратегический курс. Коммунистическая народная партия Казахстана в представлении не нуждается.

Согласно законодательству республики, из 107 депутатов парламента 98 избираются по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу. Оставшиеся девять мандатов предназначены для депутатов, избираемых Ассамблеей народа Казахстана (АНК, консультативно-совещательный орган при президенте Казахстана, представляющий интересы всех этносов страны).

Предыдущие выборы в нижнюю палату парламента состоялись в январе 2012 года. Срок полномочий депутатов — пять лет. Таким образом, очередные выборы должны были пройти в конце этого года. Однако 13 января депутаты выступили с инициативой о досрочном прекращении своих полномочий и назначении новых выборов. Свою инициативу они объяснили необходимостью принятия "быстрых и безотлагательных действий" перед лицом "глобального системного кризиса, который охватил все страны мира". По мнению парламентариев, досрочные выборы позволят "незамедлительно приступить к реализации новых реформ" и будут содействовать "эффективной реализации антикризисных мер".

Однако большинство президентских и парламентских выборов в Казахстане проходили досрочно. Так, минувшие президентские выборы состоялись в 2015 году — на год раньше срока, чтобы "дать президенту Нурсултану Назарбаеву новый мандат общенационального доверия для успешного развития страны в период глобальных испытаний". По мнению экспертов, власти решили перенести выборы, так как опасаются, что ситуация в экономике может ухудшиться.

Рост экономики Казахстана действительно резко замедлился после обвала цен на нефть и другие сырьевые товары. Национальная валюта — тенге — после отпуска в свободное плавание в августе 2015 года в определенный момент обесценивалась к доллару более чем вдвое, однако в первом квартале 2016 года немного укрепилась на подорожавшей нефти. Инфляция, которая в течение длительного периода находилась в коридоре 6-8%, по итогам 2015 года составила 13,6%. Рост ВВП Казахстана в 2015 году замедлился до 1,2% с 4,3% по итогам 2014 года. Некоторые эксперты не исключают, что в случае сохранения низких цен на нефть по итогам 2016 года динамика изменения ВВП может оказаться отрицательной.

Не исключено падение уровня жизни граждан, а это отразится на политической атмосфере в стране. Пока что ситуация остаётся стабильной и контролируемой. Легитимность власти никем под сомнение не ставится. Это хорошо для самой страны и её соседей, в том числе, для России.

Москва и Астана поддерживают теснейшие контакты в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Именно Казахстан является триггером евразийских интеграционных проектов, являя собой предсказуемого и надежного контрагента Москвы в этом регионе.

Тот факт, что политико-экономические векторы развития России и Казахстана совпадают, позволяет рассчитывать, что взаимодействие между странами будет только усиливаться. Рост интеграции включает в себя и политическую составляющую.

Идеологические предпочтения партий, завоевавших местах в парламенте, сводятся в эволюционному пути развития страны, с учётом её истории и национальных особенностей. Это свидетельствует не только о стабильности партийно-политической системы, но и об укоренённости в общественном сознании базовых представлений об основах внешней, внутренней и экономической политики Казахстана, предопределяющих продолжение курса Астаны на евро-азиатскую интеграцию.

По мнению министра иностранных дел Казахстана Ерлана Идрисова, новый состав парламента страны продолжит линию укрепления сотрудничества республики с Россией. "Наши добрые, тесные отношения с Россией — это данность, это константа. Я, конечно, не могу предвосхитить итоги выборов, но мое личное ощущение такое, что новый состав парламента будет продолжать линию на укрепление и расширение многопланового взаимодействия и сотрудничества с Россией и в двухстороннем плане, и в региональном, и в многостороннем формате", — сказал Идрисов на недавней встрече с журналистами. "Я уверен, что новый состав парламента будет в одной команде с нами, в частности, с министерством иностранных дел, в плане наших взаимодействий с нашим ближайшим соседом и союзником Россией", — добавил он.

Внутренняя и внешняя стабильность должны обеспечить успех предстоящим политическим реформам. "Речь может идти о перераспределении власти между ветвями: президентом, парламентом и правительством. Мы в этом направлении думаем", — сказал Назарбаев, отвечая на вопросы журналистов после голосования. "Когда это будет происходить, мы посмотрим по обстановке в экономике, в мире, внутри страны. Если будет такова воля нашего народа, что надо будет переходить на другую систему управления, мы очень серьезно будем над этим думать", — добавил он.

Назарбаев предлагает реформировать судебную и правоохранительную системы страны, которые должны стоять на страже интересов частной собственности, соблюдения прав и свобод граждан. При назначении судей необходим, как минимум, пятилетний стаж работы в профессии, а не нотариусом или в МВД. В полиции также необходимо внедрить новый принцип отбора.

Далее Назарбаев считает необходимым ускоренное формирование среднего класса как основы процветания страны. Экономике требуется диверсификация, а также индустриализация. Ключевое направление развития – сфера услуг, туризм, малый и средний бизнес. В этой связи необходимо усилить защиту прав собственности граждан, либерализировать таможенные процедуры и упростить импорт-экспорт по линии ЕАЭС.

Реформы Назарбаева затрагивают и гуманитарную сферу - речь идет об усилении казахстанской идентичности, которая должна основываться на принципе гражданства. Казахам как государствообразующей нации отводится интегрирующая роль. Залог консолидации общества, по Назарбаеву, в развитии триединства казахского, русского и английского языков, а объединяющей для всех казахстанцев должна быть евразийская идея, “которая реально синтезирует в казахстанце лучшие качества и азиата и европейца”.

Глава государства считает, что сначала необходимо трансформировать экономику и государство, а уже затем браться за политику. Со временем властные полномочия будут передаваться институтам гражданского общества, а по мере достижения позитивных результатов можно будет решать вопрос о новой системе выборности местных исполнительных органов. Нарушение этого принципа, по словам Назарбаева, ведет к катастрофам, "разламывает" общество.

В этой связи президент Казахстана просил другие государства не стимулировать извне перемены в республике. "Демократия — это есть не начало пути, демократия для нас — это конец пути. И мы, постепенно реформируя, принимая законы, двигаемся в этом направлении. И подгонять нас не надо, потому что мы другие. Это Азия: у нас другие отношения — семейные отношения, другая религия, другие возможности между людьми", — сказал Назарбаев. Надо научиться уважать традиции, которые есть, историю и культуру друг друга, отметил президент.

По мнению ряда экспертов, Назарбаев заглядывает за горизонт, готовит страну к жизни после того, как покинет свой пост. Носитель официального титула “Лидер Нации”, Нурсултан Абишевич является рекордсменом по длительности пребывания у власти на постсоветском пространстве, руководя страной более четверти века. Очевидно, что при нынешнем положении вещей вопрос преемника остается в подвешенном состоянии. Политика, равного масштабом нынешнему президенту, в Казахстане не наблюдается. А даже если такой и отыщется, в полной мере осилить "назарбаевский стиль" он не сможет по определению. Отсюда необходимость политической реформы, пусть не сейчас, а в обозримой перспективе.

Вероятно, предстоит задать новую конфигурацию и новый баланс сил, сформировать такую систему сдержек и противовесов, которая сможет обеспечить нормальное функционирование государства, преемственность курса и политическую стабильность, кто бы ни пришел Назарбаеву на смену. Прошедшие выборы в парламент страны – один из шагов в этом направлении.

Метки к статье: Казахстан, выборы, выборы в Казахстане, Назарбаев

Опубликовал Самодержец, 23-03-2016, 01:04
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет