Институт президентства в Российской Федерации

Введение

Институт президентства в Российской Федерации начал функционировать с 24 апреля 1991 года после проведения Всероссийского референдума о введении должности Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (17 марта 1991 года), который юридически оформили два закона РСФСР (от 24.04.1991 г.) . Это шаг нашей страны по демократическому пути развития на основе общепринятых принципов организации государственных органов власти – системы сдержек и противовесов или целенаправленное действие политической элиты РСФСР для обретения России суверенитета в составе Союза Советских Социалистических Республик и дальнейшего развала Советского Союза. Истолкование может вестись в зависимости от выбранных политических и идеологических позиций. Во всяком случае, в данном курсовом проекте целью работы поставлено не распознать истинную сущность такого значимого события как введение института президентства, а изучить сам политический институт.

Институт президентства в Российской Федерации


Для России этот институт является новым, так как был введён в действие 24 года назад, до этого же момента в истории российской государственности данный политический институт ни в какой форме не был представлен. Были князья, цари, императоры, вожди, но президента, как избираемого по демократическим принципам, то есть на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, не было. Изначально Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики потом России до 12 декабря 1993 года являлся высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, не имеющим право распускать Парламент (это к слову о правомерности деятельности Бориса Николаевича Ельцина на посту Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – России осенью 1993 года). После принятия референдумом Конституции начали действовать новые положения определяющие статус, функции и полномочии лица находящегося на посту Президента Российской Федерации, которые (с учётом некоторых поправок) действуют до сегодняшнего дня.

Президент в Российской Федерации – это глава государства, который занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене. Политическая необходимость существования института президентства (поста главы государства) заключается в потребности обеспечить устойчивое функционирование и слаженность огромной системы государственного управления.
Актуальность данной тематики обусловлена, как и новизной данного института для Российской Федерации, так и особым местом Президента в системе государственного управления.

Цель работы заключается в выявлении специфики отечественного института президентства путём сравнения его с другими теоретическими моделями республиканской формы правления. Для достижения данной цели необходимо поставить перед собой ряд задач, а именно:
• Исследовать роль и место института президентства при различных теоретических моделях республиканской формы правления;
• Изучить становление и развитие института президентства в Российской Федерации, определить его характерные черты и особенности;
• Сравнить отечественный институт президентства с теоретическими моделями института, представленными при республиканской форме правления;
• Определить специфику отечественного института президентства.
Объектом изучения является процесс образования института президентства в Российской Федерации и сама сущность данного института. Предмет изучения – это институт президентства в Российской Федерации.

При создании курсового проекта были использованы такие методы как анализ, синтез, институциональный и сравнительный политологический.

Место и роль института президентства при различных теоретических моделях республиканской формы правления

Институт президентства является одним из ключевых элементов политической и государственных систем многих стран мира с республиканской формой правления. Так как только при республиканской форме правления предполагается выборность высших органов государственной власти, а также в некоторых монархиях (Речь Посполитая, Объединённые Арабские Эмираты), а президент – это выборное высшее должностное лицо, место и роль которого определяются основным законом в зависимости от вида республиканской формы правления.

Необходимо определить, что такое республика. Республика (от лат. res publika – общественное дело) – это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями на условиях срочности . Т.е. источником власти объявляется народ, а её носителем – выборные государственные органы. Республиканской форме правления свойственны следующие характерные черты :
• Выборность высших органов государственной власти;
• Законодательная власть абсолютно отделена от исполнительной и осуществляется всецело народным представительством или совместно – им и самим народом;
• Срочность полномочий выборного главы государства;
• Источник власти – суверенный народ;
• Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
• В организации и деятельности высших и местных государственных органов преобладают принципы коллегиальности;
• Ответственность носителей власти перед народом, нацией, парламентом и т.д.
Можно выделить три основных типа республик, а именно – президентская, парламентская и смешанная .

1. Президентская (от лат. president – сидящий впереди) республика.
Признаки:

1) Сильная президентская власть: ключевой фигурой среди высших органов государственной власти является президент;
2) Должность премьер-министра зачастую отсутствует, в руках президента сосредотачиваются полномочия главы государства и премьера – главы исполнительной власти;
3) Выборы президента осуществляются на основе всеобщих выборов, и президент избирается либо народом, либо коллегией выборщиков;
4) Президент формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность (а не перед парламентом);
5) Парламент не вправе отправить правительство в отставку или какого-либо министра, также как и объявить ему вотум недоверия;
6) Президент не может распустить парламент или одну из его палат;
7) Президент имеет право вето на законы принятые парламентом;
8) Президент является верховным главнокомандующим.
К числу президентских республик относят: США, Аргентину, Мексику, Бразилию и др. страны Латинской Америки.

2. Парламентская (от фр. parle – говорить) республика.

Признаки:
1) Сильная власть представительного органа (парламент), парламент является важнейшим из органов государственной власти;
2) Фактически руководит государством глава правительства – премьер-министр (как правило, лидер партии, победившей на выборах);
3) Правительство формируется парламентом под руководством партии победившей на выборах;
4) Правительство несёт ответственность перед парламентом, а не перед президентом;
5) Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых из числа депутатов парламента;
6) Объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство должно уйти в отставку;
7) Президент является только главой государства (но не главой исполнительной власти), выполняющим представительские (церемониальные) функции.
К числу парламентских республик относят: Италию, Германию, Австрию, Венгрию, Турцию, Швейцарию, Финляндию, Индию и др.

3. Смешанная республика.

Признаки:
1) Данному виду республик присущ баланс сил между президентской и парламентской ветвями власти;
2) Наряду с президентом в формировании правительства участвует и парламент;
3) Правительство несёт ответственность не только перед президентом (отставка), но и перед парламентом (вотум недоверия);
4) Другой вариант – повышенная самостоятельность правительства. При этом президент не является главой правительства и не ответственен за его действия. А наряду с президентом имеется должность премьер-министра, наделённого широкими полномочиями;
5) Характерно сочетание признаков парламентарной и президентской республики;
6) Полупрезидентская республика – здесь устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, но не главы государства;
7) Полупарламентская республика – здесь устанавливается усложнённый порядок объявления вотума недоверия правительству.
К числу смешанных республик относят: Францию, Польшу, Украину, Болгарию, Румынию и другие государства.
Необходимо провести сравнительный анализ трёх основных типов республик, дабы выявить определённые черты каждой из теоретических типов республик и определить по ним, к какому виду республики можно отнести Российскую Федерацию.

Институт президентства в Российской Федерации


Российская Федерация является по форме правления республикой, но в Конституции РФ не закреплен её вид. В силу различных причин этот вопрос до сих пор остаётся дискуссионным в научной литературе. Таким образом, Российскую Федерацию относят к:
1. Президентской республике – так как правительство назначается президентом и несёт перед ним ответственность;
2. Смешанной республике – так как в стране есть должность председателя правительства (премьер-министра) и возможен вотум недоверия правительству со стороны парламента;
3. Суперпрезидентской республике – в настоящее время, начиная с 2000-х гг., невероятно усилился авторитет и доминирующее положение президента в структуре органов государственной власти. Во многом это связано со статусом и функциями президента, закреплёнными в Конституции Российской Федерации, которые мы рассмотрим ниже.

Президент Российской Федерации

Правовой статус Президента РФ как главы государства, выступающего представителем государства от имени народа РФ и символизирующего единство государственной власти РФ, определяет Конституция РФ принятая на Всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Основной закон, являясь юридическим источником, содержит в себе те правовые нормы, которые определяют и характеризуют институт президентства. Конституция РФ раскрывает статус и функции Президента РФ, требования к кандидату в Президенты РФ и принципы проведения его выборов, порядок вступления в должность и текст присяги, кадровые и иные полномочия.
Конституция РФ определяет :
1. Статус и функции Президента РФ:
• Президент РФ является главой государства [1.33.ч.1.ст.80].
• Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти [1.33.ч.2.ст.80].
• Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ-ми определяет основные направления внутренней и внешней политики государства [1.34.ч.3.ст.80].
• Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях [1.34.ч.4.ст.80].
• Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ [1.38.ч.1.ст.87].
2. Требования к кандидату в Президенты РФ, принципы проведения выборов:
• Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [1.34.ч.1.ст.81].
• Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет [1.34.ч.2ст.81].
• Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд [1.34.ч.3ст.81].
• Порядок выборов Президента РФ определяется ФЗ [1.34.ч.4.ст.81].
3. Порядок вступления в должность, текст присяги:
• При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» [1.34.ч.1.ст.82].
• Присяга приносится в торжественной обстановки членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ [1.35.ч.2.ст.82].
4. Кадровые и иные полномочия в отношении органов исполнительной, прокурорской и судебной властей, полномочия по обеспечению безопасности государства в качестве Верховного главнокомандующего ВС РФ, организация вспомогательных органов:
• Президент РФ [1.35-36.ст.83]:
а) назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
в) принимает решение об отставке Правительства РФ;
г) представляет ГД кандидатуру на назначение на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка РФ;
д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
е) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначает судей других федеральных судов ;
е.1) представляет СФ кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в СФ предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров ;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется ФЗ;
з) утверждает военную доктрину РФ;
и) формирует Администрацию Президента РФ;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
л) назначает и освобождает высшее командование ВС РФ.
• Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и ФЗ, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом [1.37-38.ч.2.ст.85].
• Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных ФКЗ, вводит на территории РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД [1.38.ст.88].
• Президент РФ [1.39.п. «б» ст.89]:
б) Награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания.
5. Полномочия в отношении ГД, СФ, Федерального Собрания, законотворчество:
• Президент РФ [1.36.п. «е.2» ст.83]:
e.2) назначает и освобождает представителей РФ в СФ .
• Президент РФ [1.37.ст.84]:
а) назначает выборы ГД в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ;
б) распускает ГД в случаях и порядке предусмотренных Конституцией РФ;
в) назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ;
г) вносит законопроекты в ГД;
д) подписывает и обнародует ФЗ;
е) обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
6. Полномочия в качестве арбитра между органами государственной власти:
• Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда [1.37.ч.1.ст.85].
7. Внешнеполитические полномочия:

• Президент РФ [1.36.п. «м» ст.83]:
м) назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами ли комиссиями палат ФС дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
• Президент РФ [1.38.ст.86]:
а) осуществляет руководство внешней политикой РФ;
б) ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей.
8. Акты Президента РФ:
• Президент РФ издаёт указы и распоряжения [1.39.ч.1.ст.90].
• Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.
• Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ.

Вышеперечисленные восемь пунктов достаточно характеризуют институт президентства в нашей стране и самого Президента РФ как главы государства. Считаю, что нет существенной необходимости в дополнении изложенной выше характеристики института президентства четырьмя статьями из Конституции не отражающих статус, функции и полномочия Президента РФ, а именно п. «а» и «в» ст.89, ст.91, ст. 92 и ст.93.
Таким образом, изучив основной закон и выделив интересующие нас аспекты, характеризующие главу государства, мы можем определить черты и особенности отечественного института президентства, которые можно выразить тезисом – Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе органов государственной власти, по Конституции РФ он прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их единство и согласованное функционирование.

Кто Вы, мистер Президент? (Заключение)

Мы переделали известную фразу, которая после избрания Владимира Владимировича Путина Президентом Российской Федерации 15 лет назад, 26 марта 2000 г. была долгое время популярна в заголовках средств массовой информации: «Кто вы, мистер Путин?». Так как Владимир Владимирович действующий глава нашего государства, следовательно, риторика названия заглавия более чем уместна. Именно такой вопрос необходимо себе поставить, чтобы определить сущность отечественного института президентства.

Действительно, кто вы? Чтобы ответить на такой вопрос необходимо сравнить президента в трёх теоретических разновидностях республиканской формы правления и нашего, российского президента. Как известно, есть одна латинская поговорка – Omnis comparatio claudicat . Но выбирать не приходится, ведь, чтобы дойти до истины необходимо путём сравнения выявить сущность такого явления как институт президентства в Российской Федерации, тем более что всё познаётся в сравнении, хоть оно и хромает. Хромает, значит, может идти, следовательно, не стоит, а движется, поэтому существует динамика в развитии, и мы можем опереться на сравнение как метод, дабы определить – Кто Вы, мистер Президент?

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; является главой государства, арбитром между различными ветвями власти, верховным главнокомандующим; формирует Правительство Российской Федерации, которое несёт ответственность перед Президентом. Данные черты относятся к положению президента в президентской республике. Следовательно, Россию можно отнести к президентскому виду республики.

В Российской Федерации существует должность Председателя Правительства Российской Федерации (премьер-министр); возможен вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Федерального Собрания Российской Федерации (парламента) ; Президент Российской Федерации вправе распустить нижнюю палату парламента, т.е. Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в случаях и порядке предусмотренных Конституцией Российской Федерации . Таким образом, Россию можно отнести и к смешанной модели республики.
Всё-таки мы считаем, что Российскую Федерацию правильнее будет отнести к модели суперпрезидентской республики.

Что есть суперпрезидентская республика? Это особая разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента, который в этом случае обычно является главой не только государства, но и правительства, а также лидером правящей партии.

1) Это особая разновидность республиканской формы правления: Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [1.5.ч.1.ст.1];
2) характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всех рычагов государственной власти в руках президента: по Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации прямо не относится ни к одной из ветвей власти, обеспечивая их согласованное функционирование и единство [1.33-40];
3) который в этом случае является главой не только государства [1.33.ч.1ст.80], но и правительства: Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства Российской Федерации [1.35.п. «а» ст.83], а также по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров [1.35.п. «д» ст.83];
4) а также лидером правящей партии: В.В. Путин до мая 2012 года являлся председателем партии «Единая Россия» (с мая 2012 г. председателем партии является действующий Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, кандидатуру которого на утверждение Государственной Думе предлагает Президент), которая на сегодняшний день имеет 238 депутатских мандатов из 450, а это в свою очередь где-то 53% мест от общего количества в парламенте, что даёт возможность принимать любой федеральный закон, не имея на своём пути каких-либо оппозиционных преград.

Конституция Российской Федерации закрепляет за Президентом Российской Федерации такие широкие права и полномочия. У Президента Российской Федерации есть неограниченное ничем право роспуска нижней палаты Федерального Собрания, то есть Государственной Думы Российской Федерации. Большинство в обеих палатах Федерального Собрания представляют политическую партию «Едина Россия». Правительство Российской Федерации, сформировано исходя из собственных представлений главы государства. Также как и Конституционный, Верховный суды, должность Генерального прокурора, Председателя Центрального банка Российской Федерации и т.д. Право издавать указы и распоряжения с силой закона.
Все эти положения дают возможность трактовать Российскую Федерацию как суперпрезидентскую республику, а институт президентства и самого Президента Российской Федерации как президента при суперпрезидентской модели республиканской формы правления.

Стоит заметить, что сложившаяся реальная картина с институтом президентства в Российской Федерации очень точно отражает специфику российской государственности. А именно, высокое положение главы государства, который как рулевой окормляет и направляет огромную государственную машину. Не может существовать слабой России, Россия либо сильная, либо никакая. Сильная Россия только с сильным правителем. На всём протяжение своего исторического развития Россию в моменты её наиболее высокого могущества возглавляли сильные личности. Явно очерченная фигура лидера, не расплывавшегося в группе властных акторов, позволяла России успешно двигаться вперёд на встречу своему величию .

Список используемой литературы
1. «Конституция Российской Федерации». – СПб.: «Питер», 2015 г. – 64с.;
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий президента Российской Федерации и Государственной Думы». – М., Кремль: Собрание законодательства Российской Федерации;
5. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288;
6. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР».: М., Дом Советов РСФСР;
7. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О Выборах Президента РСФСР».: М., Дом Советов РСФСР;
8. Беляева О.М. «Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие». – Ростов н/Д: «Феникс», 2014 г. – 311с.;
9. Крючкова Е.А. «Конституция Российской Федерации в схемах: учебно-методическое пособие». – Изд. 2-е, дополненное и переработанное, М.: «Проспект», 2015 г. – 56с.;
10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. «Теория государства и права: учебно-методическое пособие». – 2-е изд., М.: «Проспект», 2015 г. – 720с.;
11. Толкачев А.А. «Курсовая работа по Введению в политическую теорию тема: “Идеальная форма государства для Российской Федерации”». – М.: МГОУ, 2014 г. – 36с.;
12. Официальный сайт Президента Российской Федерации http://kremlin.ru/;
13. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/;
14. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru/;
15. Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://government.ru/.



Выполнил студент:
24 группы 2 курса
Очной формы обучения
Истории, политологии и права факультета МГОУ
Толкачев Антон Александрович
Опубликовал Opus Dei, 24-02-2016, 11:16
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет