Геополитические риски России в Арктике

Геополитические риски России в Арктике
Арктический интерес, на данный период времени, важен не только для Российской Федерации, но и для других стран мирового сообщества. В арктических границах Америки, Азии и Европы сейчас находятся 16 государств, большая часть которых спорят за те или иные территории. Огромное множество военных учений, которые проводятся в арктическом поясе, показывают, огромный стратегический интерес среди государств, которые граничат с регионом. К сожалению, Россия имеет слабую позицию в проблеме раздела Арктики, потому что ее соседи на морских театрах, обладают флотом качественно и количественно превышающим российский флот. Эти соседи, пользуясь таким нестабильным положением России, считают, что богатства российского сектора в Арктике являются «достоянием мирового сообщества» [4].

Среди ярых претендентов на территории Арктики выступают такие страны как: США, Канада, Дания, Норвегия и Великобритания. Но, как замечает автор, интерес к арктическому региону существует не только у этих государств в мире, также проявляет свои военные интересы в Арктике организация под названием НАТО.

Геополитические риски России в Арктике


Разделить территорию Арктики на сектора первыми придумали канадцы, затем к ним присоединились американцы, а потом – Советский Союз, норвежцы же всегда возражали против деления. Дело в том, как замечает автор, такая позиция Норвегии была из-за того, что ей, в свое время, достался слишком узкий арктический сектор.

Когда вводили секторальный раздел, предполагалось, что право на владение будет только землями, то есть островами, архипелагами. Разделение не распространялось на владение водами, дном. Иначе говоря, замечает автор, вода и дно оказались не поделенными. Конечно, можно было применить простой принцип – все, что находится внутри «национального» сектора, является принадлежностью этого государства. Однако, такой расклад устраивает не всех. Некоторые российские историки сегодня, показывают, что сильные Соединенные Штаты, Канада, Дания и Норвегия, пользующиеся покровительством НАТО, утверждают, что Россия – это не Советский Союз, и одной Российской Федерации иметь такую большую арктическую территорию нельзя. Отсюда и проблема так называемого шельфа, геологическое продолжение побережья под водой. Поэтому, замечает автор, Арктику собираются делить заново, уже в соответствии с границами шельфа [3].

В настоящее время США и Канада организовывают различные арктические экспедиции, с целью доказательства своих прав на бОльшую часть арктического шельфа, чем та, которой на сегодняшний момент, они могут распоряжаться.

Военное значение территорий Арктики – велико. В связи с постоянными спорами из-за деления Арктики, в этом регионе проводится множество военных учений. Так, в 2007 году канадские вооруженные силы 4 раза проводили свои военные учения в Арктике, включая при этом, стрельбы с применением боевых снарядов и патронов.

А вот в Дании, большое внимание к Арктике является частью плана безопасности на период 2010-2014 гг., принятого 24 июня 2009 года парламентом страны. В документе, в одном из пунктов указано, что возрастающая активность Дании в арктическом регионе изменит геополитическое значение региона и в дальнейшем создаст больше вызовов для вооруженных сил Дании. Правительство Дании собирается разместить в арктическом регионе воинскую часть реагирования и командный пост [7].

Еще с 70-х годов 20 века происходят российско-норвежские споры по поводу статуса Шпицбергена, условий рыболовства в его зоне. Норвежцы, как замечает автор, называют этот район «серой» зоной и, скорее всего, уступать ее России не собираются. Норвегия на основе односторонней интерпретации Женевской конвенции 1958 года, а также Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) требует, чтобы в основу разделения арктического района был положен принцип срединной линии – с одной стороны, от Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, с другой, архипелагом Шпицберген.

Россия же выступает за то, чтобы граница проходила до линии, которая является западной границей российского сектора, объявленной еще постановлением Президиума ЦИК СССР 15 апреля 1926 года.

Таким образом, можно сделать делает вывод, что из-за разногласий между Россией и Норвегией, по поводу дележа арктического сектора, образовался район общей площадью 155 тыс. кв. км, который ограничен с одной стороны срединной линией, предложенной Норвегией, а с другой стороны, западной границей российского арктического сектора. И поэтому, резонно замечает автор, трудно поверить, что если Российская Федерация и Норвегия не могут, грубо говоря, поделить рыбу, то удастся ли поделить нефть [4].

Любопытно, что Канада открыла в Резолют-Бей новый армейский центр, для подготовки войск к ведению боевых действий в трудных арктических условиях. Это, естественно, является реальной угрозой для России, так как при любом конфликте, Канада будет более подготовленной.
Также укрепление канадского суверенитета в Арктике происходит благодаря размещению в Арктике дополнительного спецподразделения в составе 900 канадских рейнджеров, а также строительства 8 арктических патрульных кораблей. Стоит отметить, что в Арктике уже имеются в береговой охране 17 ледоколов.

Таким образом, в настоящее время исторические соседи России на морских театрах располагают военно-морскими силами, сопоставимыми, а порой и превышающими силы, которыми обладает Россия. А это является серьезной угрозой национальных интересов России в Арктике.

Точно также и Организация Североатлантического договора никогда не скрывала свои военные интересы в арктическом регионе. Поэтому России придется иметь дело не только с отдельными странами, но и с единым фронтом государств НАТО. Кроме того, Финляндия и Япония также считают, что богатства российского сектора являются достоянием мирового сообщества, а это не может не пошатнуть присутствие России в Арктике.
Что же касается Северного морского пути, то тут дела состоят следующим образом. Такие страны как США и Норвегия оспаривают требования федерального закона Российской Федерации «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Данный закон был принят еще 31 июля 1998 году (с изменениями и дополнениями). Оспаривают вышеперечисленные страны его потому, что в соответствии с ним проход по СМП иностранных военных и военно-вспомогательных судов обложен различного рода жесткими ограничениями. Такие корабли будут допускаться на СМП только по специальным разрешениям, получаемыми только в дипломатическом порядке. Это, естественно, создает трудности присутствия этих стран в Арктике. И то, что страны хотят оспаривать, этот закон, говорит лишь о реальной угрозе для России [1].

В недалеком прошлом активизация усилий России по закреплению в арктическом регионе вызвала ответную реакцию на Западе. Так, Канада заявляла, что в борьбе за арктические ресурсы, она не уступит. А вот ВМФ США вообще после того, как Россия объявила о возможном создании отдельной группировки войск в районе Северного Ледовитого океана, с целью обеспечения военной безопасности, подготовили стратегию усиления американского присутствия в Арктике, на ближайший период. В данном документе говорилось о необходимости оценить потенциал России, наращивать военное присутствие в Арктике, а также разработать новое вооружение.

В 2009 году специальная аналитическая группа ВМФ США подготовила «Арктическую дорожную карту». Речь в нем идет, в частности, о разработке новых образцов техники и оружия; составление геологической карты с указанием потенциальных месторождений различных ископаемых; а также внедрение новых методик для прогнозирования сроков таяния льдов.

Также в данном документе проведен анализ деятельности других государств региона, в том числе и Российской Федерации. Кстати, в 2014 году была опубликована новая версия «Арктической дорожной карты». Главная суть, естественно, не меняется – усиления присутствия в Арктике. Данная позиция, конечно, представляет собой реальную угрозу для России, ведь США в приоритете рассматривают Арктику как регион богатый нефтью и другими природными богатствами [6].

Вот и Дания, в числе прочих претендующих на ресурсы Арктики, считает, что столкновение стратегических интересов между странами региона, может привести к дипломатическим кризисам.

Аналитики датской разведки тоже не остались в стороне. Они считают, что возросшее значение России в регионе является потенциальной «проблемой» для государств, которые также претендуют на освоение арктических территорий. Дания даже снарядила собственную экспедицию для того, чтобы доказать, что хребты Арктического шельфа продолжают шельф Гренландии [10].

А вот попытки России договориться с Норвегией, как замечает автор, пожалуй, удаются. Так, например, когда пост президента Российской Федерации занимал Д.А. Медведев, было подписано соглашение с Норвегией о морской границе. По словам президента, нерешенный пограничный вопрос долгое время усложнял отношения между двумя странами, но теперь они вышли на то, чтобы урегулировать данный вопрос. Данное соглашение предусматривает, что спорную территорию площадью 175 кв. км поделили на 3 равные по значению части. Проведение этой линии является сбалансированным и удовлетворяет оба государства, как Россию, так и Норвегию [8].

Вслед за Россией, Канадой, США, Норвегией и Данией в борьбу за Арктику вступила Великобритания. Эта страна, изначально настроившаяся на добычу углеводородов на арктическом шельфе, сначала должна была отстоять территориальные права на скалу, под названием Роколл. Данная скала является спорной территорией между Англией, Данией и Исландией. Но спор продолжается уже огромное количество времени и пока не решен. Как правильно замечает автор, делиться нефтью и дарами моря не хочется никому [12].

Еще одна страна готовится к гонке за арктические территории. Это государство – Китай. Помимо довольно осторожных попыток вести собственную геологоразведку Китай также заинтересован в новых маршрутах, ведущих в Европу, взамен традиционного маршрута, через Индийский океан и Суэцкий канал. Если проложить маршрут от Шанхая в Гамбург через Северо-западный проход, то он будет короче на 6400 км. Тем более, замечает автор, в Арктике нет пиратов.

На данный момент времени Северо-западный проход считается многими учеными опасным из-за дрейфующих льдов. Однако, арктический лед стремительно тает. В известном журнале «Science» утверждается, что в ближайшее время глобальное потепление приведет к тому, что в теплое время года воды в Арктическом регионе станут доступными для мореходства [5].

Китайская экономика очень сильно зависит от внешней торговли, поэтому Пекин готов воспользоваться новыми торговыми возможностями, которые может открыть Арктика. Вообще, Китай обладает одной из самых сильных исследовательских программ в полярной сфере. Несмотря на то, что китайские исследования в Арктике связаны только исключительно с теоретической наукой, однако многие ученые Китая предлагают властям расширить сферу исследований и перейти на добычу полезных ископаемых, которые будут появляться по мере таяния льдов. Но, отмечает автор, власти КНР пока не торопятся совершать какие-то серьезные шаги. Возможно, Пекин чувствует, что активность страны вызовет реакцию других государств из-за размера территории Китая и статуса этой страны как мировой державы. Конечно, в первую очередь беспокойство может возникнуть у арктических держав, в том числе и у России. Так, глава российской судоходной компании «Совкомфлот» С.О. Франк усомнился, что Пекин будет готов к использованию арктического маршрута для своих торговых перевозок. По мнению Франка, китайские корабли не приспособлены к хождению по северным водам [2].

Таким образом, интерес к Арктике в настоящее время возрос не только со стороны арктических держав, но и со стороны других стран мира. Это объясняется тем, что данный регион, действительно, является сокровищницей огромного количества природных ископаемых, а также является территорией с точки зрения военной, экономической и многих других областей, стратегической для многих государств, претендующих на высокое положение в мировой политике.

В мае 2010 года, когда пост президента занимал Д.А. Медведев, в интервью газете «Известия», он заявил, не упоминая при этом именно Арктику, что большие конфликты в мире возможно, хотя бы потому, что каждое государство имеет свои национальные интересы [11].

В отечественных и западных источниках ситуация по Арктике освещается, естественно, по-разному. Так, вышеперечисленная информация – это источники, в основном, Российских сайтов. Интересен факт освещения в СМИ недавней поездки Д. Рогозина в Арктику. Всеми известный западный сайт «BBC» 20 апреля 2015 опубликовал новость под названием «Norway in Arctic dispute with Russia over Rogozin visit».

Суть статьи заключается в описании визита Рогозина в Арктику, но указывается преимущественно негативные моменты этой поездки. Так, в данном тексте указывается то, что Рогозин не исключает возникновения конфликта в Арктике. И, кстати, Рогозин, в данный момент времени, находится в списке санкций ЕС и Норвегии. Власти Норвегии тут же попросили ответа у РФ о таком «неразрешенном» визите [13]. Российские же СМИ не о каком заявлении Рогозина, о возможности конфликта в Арктике, не указывают, в отличие от иностранных [9].

Таким образом, в условиях современного напряженного состояния в мировой политики, все государства (особенно арктические) пытаются увеличить свое присутствие в Арктике любыми путями. Существует, так называемая, политическая пропаганда в СМИ всех стран, когда каждое государство использует методы пропаганды в своих целях. На примере визита Рогозина, автор показал, что отечественные и западные СМИ использовали всеми известный метод под названием информационная блокада.

Подводя итог всему вышеперечисленному, можно сказать, что Арктика сегодня для России – это ценнейший регион. Но такой же точки зрения придерживаются и другие государства на Земле, поэтому и возникают некоторые угрозы для России. Иностранные государства используют разные виды борьбы за этот арктический регион, в том числе и методы пропаганды. В связи с этим, Арктика и в настоящее время остается спорным, но очень весомым регионом в мире.

Список используемых источников:

1. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ (ред. от 22.04.2003) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.08.1998, № 31, ст. 3833.
2. Терентьев С.А. Арктика и Антарктика. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. – 416 с. – (Передел мира).
3. Выиграет ли Россия битву за Арктику? // Комсомольская правда. 2008. 9 декабря.
4. Цыганок А. Арктика и безопасность России //Электронное издание «Фонд Стратегической Культуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=42729 (дата обращения: 26.03.2015).
5. Великий климатический эксперимент //Электронный сайт «Science» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sciam.ru/journal/catalog/article/velikiy-klimaticheskiy-eksperiment (дата обращения: 01.04.2015).
6. ВМС США планируют расширить присутствие в Арктике //Электронный сайт «Вести. Экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/40066 (дата обращения: 29.03.2015).
7. Дания собирается разместить в Арктике воинскую часть реагирования и командный пост //Электронный сайт «BarentsObserver» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://barentsobserver.com/ru/node/18263 (дата обращения: 28.03.2015).
8. Договор с Норвегией о морских границах укрепит правовой режим Арктики //Электронный сайт «РИАНОВОСТИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/arctic_news/20100916/276218688.html (дата обращения: 30.03.2015).
9. МИД Норвегии не получал объяснений о визите Рогозина на Шпицберген //Электронный сайт «РИАНОВОСТИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/world/20150420/1059694238.html (дата обращения: 27.04.2015).
10. Полюсненаш: Дания и Гренландия предъявили претензии на Арктику //Электронный сайт «MKRU» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/2014/12/15/polyusnash-daniya-predyavila-pretenzii-na-severnuyu-shapku-zemli.html (дата обращения: 27.04.2015).
11. Россия должна быть готова к возможному конфликту – Медведев //Электронный сайт «РИАНОВОСТИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ria.ru/defense_safety/20100507/231522655.html (дата обращения: 02.04.2015).
12. Трухачев В. Роколл: скала раздора в Атлантике //Электронный сайт «Военное обозрение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://topwar.ru/35765-rokoll-skala-razdora-v-atlantike.html (дата обращения: 30.03.2015).
13. Norway in Arctic dispute with Russia over Rogozin visit //Электронный сайт «BBC» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bbc.com/news/world-europe-32380101 (дата обращения: 27.04.2015).


Автор: В.О. Коленчук, студентка 4 курса факультета истории, политологии и права МГОУ, кафедра политологии и права МГОУ.

Научный руководитель - С.Н. Федорченко, к. полит. н., доцент кафедры политологии и права МГОУ.
Опубликовал Politolog, 29-06-2015, 19:40
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет