Элементы ницшеанства в современной политике

Элементы ницшеанства в современной политике


Ницшеанство – это термин, означающий учение одного из самых сложных философов XIX века. Реакционная направленность, крайний индивидуализм, волюнтаризм, культ «сверхчеловека», выступление против демократии и социализма – вот лишь некоторые составляющие этого интересного политического учения. Оно носит имя своего основателя, которым является Фридрих Ницше. Это одно из самых громких имен мировой философской и политической мысли. Он многолик и разнообразен, неоднократно пересматривал свои идеи. Неоднозначный мыслитель, чье учение на очень долгое время стал незаслуженно ассоциироваться лишь с национал – социализмом, который базируется на расовом превосходстве, антисемитизме, немецком патриотизме.

Справедливо заметить, что Фридрих Ницше отвергал эти явления, в «Веселой науке» он писал: «Нет, мы не любим человечества; но, с другой стороны, мы и не «немцы», в расхожем смысле слова „немецкий", чтобы лить воду на мельницу национализма и расовой ненависти, чтобы наслаждаться национальной чесоткой сердца и отравлением крови, из-за которых народы в Европе нынче отделены и отгорожены друг от друга, как карантинами». Он мечтал о становлении нового аристократического государства, о свободном развитии индивидуальности, что так же вступало в противоречие с национал-социалистической идеологией.

Его учение, зачастую, было не понято, но и сам Фридрих Ницше утверждал, что его поймут лишь спустя много лет. «Только послезавтрашний день принадлежит мне. Некоторые рождаются посмертно», — писал Ницше в конце XIX века, предвидя судьбу своего творческого наследия.
Теперь, спустя более чем столетие, прошедшее после его кончины в 1900 году, современная политическая наука имеет возможность посмотреть на политико – правовой аспект ницшеанства с новой стороны. На современном этапе развития общества продолжаются поиски новых и нестандартных подходов к государственным и правовым реалиям. Нет ничего актуальнее, чем обращение к идеям столь значимого мыслителя – настолько велика связь прошлого и настоящего. Например, к идеям Ницше обратился Паникин А.С., исследовав годы правления Бориса Ельцина сквозь идеи ницшеанства.

Отказать в социалистических ожиданиях блага и предоставить народу самому себе – это была ницшеанская практика Ельцина. Ницше был убежденным антисоциалистом, и, конечно, индивидуалистом. «Социализм, — писал он, — действительно является конечным выводом из «современных идей» и их скрытого анархизма».

Политика была для Ницше орудием на службе у аристократической культуры, так же как государство, право и законодательство. Он оценивает политику положительно, но лишь потому что она служит культуре. Культура в ницшеанстве стоит на очень высоком месте. Культура - есть проявление борьбы сил и воль. Ницше писал, что понятие «сила», пришедшее из физики, требует дополнения понятием воли, которую он сам называет «волей к власти». Это ключевое понятие, сформированное Ницше под влиянием идеи Артура Шопенгауэра о «воли к жизни», изложенной в книге «Мир как воля и представление», которая повлияла на мыслителя в ранние годы. Несмотря на то, что позднее Ницше подвергнет критике попытки Шопенгауэра с точки зрения рационального объяснять нерациональные механизмы, управляющие человеком, изначально он, несомненно, испытал его влияние.

Итак, воля к власти. Это одно из самых главных понятий всего ницшеанства. Волей к власти является слепое, бессознательное, инстинктивное движение, управляющее миром. Ею обладает всё живое – абсолютно все хотят подчинять себе другого. Абсолютно все пронизано волей к власти. Даже счастье – это не цель, а это сама борьба за власть, осознание борьбы за власть – это и есть счастье для человека, – так утверждал Ницше.

Термин воля к власти, правда, вольно истолкованный, был удобен когда - то для фашизма, но он присущ и современной политике, так как политика неизбежно связана с властью.

В мире современной политики обладание властью дает огромные возможности, в некоторых случаях позволяет сохранить безопасность сильным мира сего. Это касается, прежде всего, власти тех стран, где нет либеральной демократии в современном ее понимании. Где нет независимой судебной системы, где политический режим носит более авторитарный характер, чем демократический.

Современность диктует новые условия воли к власти. У власти в тех государствах, где нет работающих демократических институтов, независимого суда, выбора просто нет. Те, кто находится там во властных структурах, хотят остаться у власти, по возможности, вечно.

Причина их воли к власти не в любви подчинять себе остальных, а в том, что их жизнь, свобода и сохранение имущества будет гарантировано только их нахождением во власти. Как только они перестают занимать значимые должности – все вышеперечисленное находиться под угрозой. Причина таким последствиям проста – отсутствие независимой судебной системы, поскольку это характерно для стран с построенной либеральной демократией. Таково одно из явлений современной политики, что является следствием серьезных изменений прошлого столетия.

Со времени жизни Фридриха Ницше мир очень изменился, он демократизировался. В 1900 году, в год смерти Ницше, ни в одной стране не было того, чего этот великий мыслитель так сильно не хотел бы наблюдать – демократии. Не было демократии в современном ее понимании – власти, сформированной по итогам выборов, в которых может принять участие любой совершеннолетний гражданин. Ницше утверждал, что демократия не позволяет провести какие-либо серьезные изменения в обществе, поскольку частая смена должностных лиц является помехой для длительного и глубокого реформирования. Эту форму государства он характеризовал исключительно как упадническую, но, тем не менее – мир пришел именно к ней.
Современный мир – это эпоха демократии. То, что ранее было присуще лишь горстке государств, расположенных на берегах Северной Атлантики, теперь стало привычной формой правления для значительной части человечества.

Может показаться, что Ницше был не прав, и победило не аристократическое правление, а демократическое. На первый взгляд кажется, будто был прав вовсе не Ницше, а Френсис Фукуяма, а его концепция о «конце истории» - пророческая. В этой концепции весь мир, с учетом национальных особенностей разных стран, медленно демократизируется и на этом исторический процесс завершиться.

В последние десятилетия действительно происходили транзитные процессы, но, обнаруживается, что некоторые страны не становятся либеральными демократиями в полном смысле этого слова, подобно тем демократиям, что теперь существуют в странах первого мира.

Некоторые страны, не пришедшие к либеральной демократии, являют собой новые формы авторитаризма. Поскольку Ницше разделял все государства на демократические и аристократические, можно сделать вывод, что эти новые формы, не являющиеся демократией, являют собой аристократическое правление. Для Фридриха Ницше такое правление было хорошим и правильным. Для него это и теплица для высокой культуры, которую он так превозносит, а так же это благоприятное место для сильной породы людей, для сверхчеловека.

Но, целесообразно уточнить процессы современного мира. Однозначно разделив государства на аристократические и демократические, Ницше не уточнил, что могут возникнуть и композитные формы. К таким государствам относятся наиболее явно Россия и Венесуэла, Индонезия, Малайзия, Мексика, а так же Польша, Южная Корея, которые в данный момент демократизировались.

Даже противники демократии в настоящее время прибегают к ее риторике и имитируют ее институты. Таким образом, некоторые государства, не пришедшие к полной либеральной демократии, вынуждены ее имитировать.

Причин этому множество, но в основном, это диктуется современной эпохой. Это происходит из-за прогресса нравов. Во-первых, с откровенными диктатурами неохотно идут на политические и экономические связи другие страны. Но страна с, пусть несовершенным, но демократическим фасадом – куда более привлекательна для сотрудничества. Во-вторых, воля к власти. Политический режим гораздо более устойчив, когда он не просто авторитарен, а имеет и демократическую сторону. Как уже было описано, люди, стоящие во властных структурах стран с композитным политическим режимом, потеряв свою власть – рискуют потерять собственность и свободу.

Власть, согласно ницшеанству - это высшая ценность, и обеспечить ее несменяемость для властных структур является приоритетной задачей.
Несменяемость власти в вышеописанном типе государств достигается стабильностью, в противовес модернизации. Идеологический взор таких государств обращен в прошлое. То, что уже было в прошлом, возможно и в будущем, возможно в настоящем – такова идеологическая направленность государств, имитирующих демократию.

Идеологический взор взор в этих государствах всегда направлен на славное прошлое : к Великолепному веку, Великой Сербии, эпохе Симона Боливара и так далее. Такова идея вечного возвращения в некоторых современных государствах, что становится все более интересным предметом изучения. Одна из ключевых идей ницшеанства, таким образом, находит свое отражение в современных политических процессах.

Для Ницше вечное возвращение было утверждением о том, что аристократическое правление древности будет возможно и в будущем – на этом он строил свою социально - политическую программу. Его восхищало древнее аристократическое правление в Индии, Греции и особенно в Риме. Господство аристократии должно повторится, по его замыслу.

Современную ему европейскую политику он оценивал неудовлетворительно, лишь как мелкую политику взаимной вражды и разрозненности. Высоко оценена Фридрихом Ницше была лишь Российская Империя. Он прекрасно демонстрировал свои политико-правовые воззрения в оценке российского государства : «Единственная держава, которая ныне является прочной, которая может ждать, которая еще может нечто обещать, — России, противопонятию жалкому европейскому мелковладельчеству и нервозности, вступившим в критический период с основанием германской империи.»
Таким образом, наследие Фридриха Ницше, это неоднозначное, спорное учение, по сей день является крайне актуальным для изучения, в том числе для исследователей из России.

Современный мир крайне необычен – человечество живет в, доселе невиданном, мире и спокойствии. Что, разуеется, является следствием прогресса нравов за прошедшее столетие, предсказанных Ницше, войн и дележа мира. Именно в таких условиях становится необходимо прибегать к обоснованию политической действительности учением того мыслителя, кто так блестяще предсказал контуры XX века, и чьи идеи находят поразительное воплощение в современности.

Список литературы

1. Закария Ф. Будущее свободы : нелиберальная демократия в США и за их пределами // пер. с англ. - Иноземцев В. Л. – Москва: Ладомир, 2004

2. В.С. Нерсесянц / История политических и правовых учений М.: Норма, 2004

3. Паникин А. С. Ельцин и Ницше - Практика и философия [Электронный ресурс] http://www.nietzsche.ru/look/xxc/politik/elicin/ (Режим обращения 22.03.2015)

4. Шульман Е. М,. – «Царство имитации» // «Ведомости» от 15.08.2014, №149 (3653).

5. Шульман Е. М. «Устойчивость гибридных режимов — где Кощеева игла» // «Ведомости» от 15.09.2014, №170 (3674).

Автор: Дарья Тюпина, студентка 2 курса факультета истории, политологии и права, направления «политология» Московского государственного областного университета.

Научный руководитель: Вититнев С. Ф. Доктор исторических наук, профессор
Опубликовал Дарья Тюпина, 29-05-2015, 02:11
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет