Прогноз Stratfor на второй квартал 2014 года

Прогноз Stratfor на второй квартал 2014 года15 лет тому назад, когда никому не известный российский чиновник по имени Владимир Путин пришел к власти, Stratfor начал следить за возрождением России. Этот бывший офицер КГБ подавил повстанческое движение в Чечне, обуздал влиятельных российских олигархов и преобразовал ресурсно-сырьевые компании страны в крупные государственные корпорации. Затем путинская Россия воспользовалось занятостью США другими делами и воссоздала свою зону влияния на бывшей советской периферии, одновременно налаживая стратегические отношения с Германией на Северо-Европейской равнине. Это был лишь вопрос времени, прежде чем Соединенные Штаты начали ощущать потребность отреагировать на попытки России переопределить свои границы с Европой.

То дежавю холодной войны, что воцарилось в Евразии в последние месяцы, ни в коей мере не является ни началом, ни окончанием американо-российского противостояния. Stratfor следил за приливами и отливами этой борьбы, в том числе, за оранжевой революцией 2004-2005 годов, в ходе которой американские и европейские неправительственные организации пытались, но так и не смогли надежно привязать Украину к Западу, а также за российским вторжением в Грузию в 2008 году, которым Путин продемонстрировал пределы возможностей Запада по оказанию поддержки странам, находящимся по периметру России. Всякий раз, когда Соединенные Штаты пытались установить для России определенные границы и рамки, как это было в 2011 году, когда американские неправительственные организации поощряли антиправительственные протесты в Москве, у Путина всегда был наготове соответствующий ответ.

В конце 2013 года, когда Россия сначала перехитрила США по Сирии, а затем выставила на первый план утечки информации из Агентства национальной безопасности, организованные Эдвардом Сноуденом, целенаправленно пытаясь подорвать отношения США с союзниками, Соединенные Штаты уже готовили свой ответ. Именно в этот момент Stratfor просчитался в своем анализе того, насколько активно Вашингтон начнет действовать против Москвы, одновременно пытаясь найти баланс остальных своих приоритетов во внешней политике, таких, как непростые переговоры с Ираном. В своем годовом прогнозе на 2014 год мы посчитали, что России удастся нейтрализовать Украину после того, как бывший президент Виктор Янукович решил отказаться от подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Мы ждали демонстраций, однако не рассчитывали на то, что Соединенные Штаты и европейские страны воспользуются протестами и нанесут удар по самому чувствительному для России месту на ее периферии.
Украинские военные возле Краматорска. 16 апреля 2014

Однако некоторые фундаментальные вещи, легшие в основу нашего прогноза, сохраняют свою значимость. Германия не готова рвать свои отношения с Россией из-за Украины — и уж конечно не в данный момент, когда она пытается управлять все более фрагментированной еврозоной. А Соединенные Штаты, хоть и рады напомнить России о своих тайных возможностях, но пока не в состоянии поддерживать серьезную конфронтацию с Москвой.

Заглядывая вперед, мы ждем, что вспышка первого квартала угаснет, и ситуация вернется в те рамки, которые определяли ее на протяжении основного периода холодной войны. Соединенные Штаты и Россия отказываются от выдумки о том, будто они координируют свою политику с расколотой Европой. Конечно, обе стороны будут обсуждать с европейцами различные вопросы, но границы нынешней конфронтации будут определяться на переговорах между США и Россией.

Нельзя сказать, что Соединенные Штаты и Россия готовы в этом году заключить всеобъемлющее соглашение и провести разграничительную линию между Западом и Россией в окраинной зоне Европы. Это длительный конфликт, и стороны в нем будут внимательно и осторожно демонстрировать свои рычаги влияния в Европе и за ее пределами, не выходя при этом за определенное пороговое значение конфликта.

В основе все этой динамики лежит Украина. Для России повернуть Украину в свою сторону или, по крайней мере, нейтрализовать ее - это критический вопрос национальной безопасности. Для США Украина является инструментом, при помощи которого Америка сможет сдерживать Москву, пока Россия обладает несоразмерной властью на континенте. Поэтому Россия поведет на Украине долгую игру. Революционная эйфория на Украине быстро угаснет, когда начнут действовать меры жесткой экономии, а на политической сцене в Киеве с новой силой дадут о себе знать естественные поводы для раздора. Как это было после оранжевой революции, Москва до конца года будет играть на украинских разногласиях, пользуясь неизбежной экономической зависимостью Украины от России, и медленно, но верно станет восстанавливать свое влияние.

В эту игру будут также вовлечены прибалтийские страны, Молдавия и Грузия. Россия будет подавать свой традиционный сигнал о защите русских меньшинств за границей, посылая угрозы странам Балтии, и в то же время, подчеркивая свое влияние на самопровозглашенных территориях Грузии и Молдавии. Напряженность будет сохраняться, однако Россия, помня об ограниченности своих возможностей, не станет прибегать к хищническим военным мерам в ближнем зарубежье. Аннексия Крыма была призвана продемонстрировать готовность России прибегнуть к военным мерам для защиты своих интересов. Вторжение в восточную Украину, и тем более марш через Днепр в направлении Молдавии — это будет уже перебор, который дорого обойдется русским. И Путин это хорошо понимает.

Соединенные Штаты точно так же будут демонстрировать сдержанность в отношении России. Вашингтон не может рассчитывать на согласованный европейский ответ, при помощи которого можно было бы крепить линию против Москвы. Хотя вопрос об экономической интеграции Молдавии и Грузии с Евросоюзом станет предметом переговоров, Соединенные Штаты воздержатся от обсуждения намного более важной темы об интеграции Украины и Грузии с НАТО. Тем не менее, у США и НАТО все же будет ограниченная возможность для оказания военного содействия странам, находящимся на восточноевропейской периферии, поскольку скандинавские государства и члены «Вышеградской четверки» в лице Польши, Чехии, Словакии и Венгрии обсуждают друг с другом и с США вопрос о выработке единой военной позиции против России. Но это длительный процесс, и если американо-российское противостояние будет оставаться в определенных рамках, в текущем году не возникнет достаточно мощного момента силы для перехода от дебатов о военной интеграции к значимым практическим действиям.

Второй квартал квази-холодной войны с ее тупиковым противостоянием между США и Россией может оказаться не таким богатым на события, как первый, однако по другим вопросам будут осуществляться очень активные действия. Мы сохраняем оптимизм по поводу американо-иранских переговоров, хотя не исключено, что Москва постарается отвлечь внимание США на Ближнем Востоке. Самоутверждающаяся Россия - это лишь одна из нескольких критических проблем, ставящих в тупик Европу, где продолжают набирать популярность националистические партии. А Китай, не видя перспектив экономического улучшения, будет вынужден и дальше откладывать структурные реформы, пытаясь урегулировать свои упорно нарастающие финансовые проблемы.

Бывший Советский Союз

Украина сохранит свое первостепенное значение для Москвы

Позиции России на постсоветском пространстве, и в значительной мере ее отношения с Западом будут тесно связаны с ситуацией на Украине. Когда стихнет революционный задор, Украина войдет в хорошо всем знакомое состояние паралича. В нынешней коалиции уже появился раскол между ориентированными на ЕС фракциями, националистическими партиями и правыми ультранационалистическими движениями. Правительство, которое действует временно после изгнания Януковича, прежде все беспокоит платежеспособность страны и возможность дефолта. Во избежание этого Международный валютный фонд в конце первого квартала утвердил заем для Украины. Однако он будет предоставлять его на политических условиях, которые предусматривают проведение реформ. Среди них - повышение цен на газ для частных потребителей и введение гибкого обменного курса. Эти меры усилят раскол между политическими фракциями и создадут угрозу правительству в целом.
Митинг сторонников федерализации Украины в Харькове

Ухабистая дорога к президентским выборам, которые по состоянию на сегодня запланированы на 25 мая, приведут к новому усилению волнений на Украине. Можно ожидать, что Россия оспорит легитимность этого голосования, поддержав протесты и незаконные вооруженные группы на юге и востоке, где значительное количество пророссийски настроенных украинцев уже сейчас с опаской и настороженностью относятся к политическим решениям, принимаемым в Киеве. Даже если сроки выборов в этом квартале в результате волнений не будут соблюдены, стремление к децентрализации власти на Украине даст России больше рычагов влияния в этих регионах, и она сможет противостоять прозападным тенденциям в длительной перспективе.

Россия будет также применять экономические средства для ослабления украинского правительства, такие, как ограничение импорта с территории Украины. Москва также может установить высокие цены на газ, отказавшись сделать скидку для расколотого и все еще ненадежного правительства в Киеве.

Естественно, что прозападные политики в Киеве будут обращаться к Евросоюзу и Соединенным Штатам, чтобы те защитили Украину от российского экономического давления. По крайней мере, во втором квартале западной поддержки будет достаточно, чтобы удержать Украину от дефолта и не дать ей уступить российскому давлению. Но в более отдаленной перспективе, когда станет ясно, что Украина не в состоянии исполнять свои долговые обязательства, Европейский Союз, борющийся с собственным экономическим кризисом, ограничит свою помощь этой стране-инвалиду.

Несмотря на угрозы, Россия вряд ли пойдет на военное вмешательство на территории Украины. Тем не менее, она будет использовать свои силы вдоль границы, в Крыму, Приднестровье и Белоруссии для оказания военного давления на Украину. Россия и НАТО будут продолжать ограниченные и взвешенные военные маневры, соответствующие друг другу по масштабам. НАТО, скорее всего, будет укреплять свои позиции на востоке, выдвигая в направлении России свои войска и передислоцируя военную технику, скажем, в страны Прибалтики. Такие перемещения будут осуществляться в рамках долгосрочных программ обучения и боевой подготовки, когда войска будут размещаться на передовых рубежах временно, на ротационной основе. Что крайне важно, Соединенные Штаты будут воздерживаться от постоянного размещения войск на границе с Россией и будут избегать дискуссий о включении в состав НАТО Украины и Грузии. Россия, в свою очередь, нарастит свое военное присутствие в Белоруссии и усилит группировку войск на западе страны, однако осуществлять вторжение на территорию Украины не станет.

Бывшие советские республики определяют свои позиции

Кроме Украины в борьбу за влияние между Россией и Западом во втором квартале окажутся втянутыми и другие государства. Молдавия и Грузия движутся в сторону интеграции с ЕС, и в июне должны подписать знаковые соглашения об ассоциации и свободной торговле с этим блоком. Западные агентства будут способствовать проведению демонстраций в Кишиневе и Тбилиси в поддержку такого политического курса. Но у России есть множество рычагов, которые она может задействовать против Молдавии с целью подрыва этих интеграционных усилий, включая торговые санкции, политические связи с оппозиционными организациями и военное присутствие в Приднестровье. Россия может оказывать политическое и военное давление на Тбилиси, действуя через вышедшие из состава Грузии Абхазию и Южную Осетию; однако разрыв торговых связи после российско-грузинской войны 2008 года лишил Россию экономических рычагов воздействия на эту страну. Последствия соглашений Молдавии и Грузии об интеграции с ЕС станут предметом более обширных переговоров между Россией и Соединенными Штатами. Но с точки зрения России, эти государства имеют второстепенное значение по сравнению с Украиной.

Прибалтийские страны Эстония, Латвия и Литва тоже будут добиваться увеличения поддержки со стороны Запада, поскольку Россия может усилить давление на них, наращивая свою военную группировку в Калининградской области, на Балтийском море и на западе России. Хотя балтийские государства уже являются членами ЕС и НАТО, они будут добиваться усиления военного присутствия Запада и наращивания энергетической помощи с его стороны, и в первую очередь, со стороны США. Экспорт сжиженного природного газа Соединенные Штаты начнут еще нескоро, и максимум, что они могут сделать в рамках оказания энергетической помощи это предоставить технологии и инвестиции для долгосрочных (и дорогостоящих) проектов по диверсификации. На фундаментальную перестройку НАТО и вооруженных сил стран региона также уйдет много времени. А поскольку Соединенные Штаты в отношениях с Россией проявляют осторожность, более напористые государства типа Польши будут демонстрировать свое разочарование и недовольство степенью вовлеченности США. Более благоразумные страны, такие как Румыния, согласятся не раздувать проблемы и вести по ним спокойные дебаты.

Если Грузия, Молдавия и страны Балтии будут укреплять интеграцию с Западом, то другие государства на постсоветском пространстве станут развивать сотрудничество с Россией. Белоруссия, являясь близкой союзницей России, будет наращивать связи в сфере безопасности, в том числе, за счет увеличения группировки российской истребительной авиации на своей территории. Западные неправительственные организации могут попытаться повлиять на белорусские оппозиционные группировки и организовать протесты, действуя в первую очередь через Польшу и Литву. Однако эффективность таких усилий будет чрезвычайно ограниченной.

Между тем, Россия продолжит крепить единство в рамках своих экономических и военных блоков. 1 мая Россия, Белоруссия и Казахстан должны официально подписать соглашение о переходе Таможенного союза в ранг Евразийского экономического союза. Армения также подпишет этот договор в мае и присоединится к этой организации в начале 2015 года, когда официально начнет действовать Евразийский союз. Россия также будет укреплять единство стран-членов Организации Договора о коллективной безопасности в лице Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана за счет проведения военных учений и поставок вооружений.

Внутренние проблемы России

Во втором квартале темпы роста российской экономики будут и дальше замедляться, что создаст дополнительную нагрузку на российское правительство. Напряженность из-за Украины привела к ускоренному оттоку капитала из России: в первом квартале из страны ушло примерно 70 миллиардов долларов. Мы не считаем, что Соединенные Штаты и Европейский Союз во втором квартале введут суровые торговые санкции против России, однако бегство капитала продолжится подобно тому, как это было после российско-грузинской войны в 2008 году. Экономические последствия той войны оказались очень плачевными для России, поскольку мир сполз в болото рецессии, и нефтяные цены опустились до 40 долларов за баррель. Но сейчас цены на нефть скорее всего сохранятся на уровне более 100 долларов за баррель, в связи с чем Кремлю в ближайшей перспективе удастся справиться с непосредственными экономическими последствиями от противостояния с Западом. При этом России придется считаться с более долгосрочной проблемой привлечения инвестиций и технологий, в связи с чем у Москвы появится настоятельная необходимость избегать военных действий, которые могут отдалить от нее такого стратегического экономического партнера как Германия.

Украинский кризис вновь усиливает обеспокоенность Кремля по поводу того, что аналогичные беспорядки при посредничестве Запада могут начаться и в России. Иностранная поддержка оппозиционным организациям в России способствовала началу массовых демонстраций в 2011-2012 годах. Мы считаем, что во втором квартале Соединенные Штаты так далеко не зайдут, однако Кремль продолжит ограничивать деятельность оппозиции в России, применяя репрессивные меры против лидеров протестов и сдерживая инакомыслие в СМИ. Позиции Путина внутри страны прочнее, нежели на международной арене, отчасти благодаря росту его популярности в связи с присоединением Крыма. Хотя Кремль тихо торгуется с Соединенными Штатами и сдерживает действия России за рубежом, он будет и дальше уделять особое внимание манипулированию событиями таким образом, чтобы это подчеркивало открытое неповиновение Путина предполагаемому западному вмешательству.

Усиление напряженности в Центральной Азии

В Центральной Азии сохранится мощное финансовое и экономическое давление, поскольку Казахстан приступает к перестройке и реструктуризации своего испытывающего трудности банковского сектора, а многие государственные компании и банки завязли в крупных долгах. Экономического технократа и бывшего премьер-министра Казахстана Карима Массимова восстановили в этой должности и назначили руководить процессом реализации трудных экономических реформ после того, как правительство было вынуждено девальвировать в первом квартале тенге. Правительство продолжит осуществление реформ, включая повышение зарплат, дабы не допустить негативной реакции в обществе на дальнейшее финансовое ужесточение. В реструктуризации банковского сектора первоочередное внимание будет уделено трем крупнейшим банкам страны, оказавшимся на грани дефолта. Правительство рассчитывает на доходы от дорогой нефти, за счет которых намерено урегулировать кризис в ближайшей перспективе. Поскольку Массимов снова в игре, в Казахстане наверняка снова начнется бурчание по поводу неопределенности относительно преемника президента Нурсултана Назарбаева.

Поскольку экономические проблемы в России и Казахстане во втором квартале не закончатся, другие государства Центральной Азии также испытают на себе стресс — особенно те, где ВВП во многом формируется за счет денежных переводов трудовых мигрантов, работающих в Казахстане и России. Рабочие из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии уже ощущают последствия от обесценивания своих переводов, однако выбор у них небогатый, и поехать на заработки куда-то еще они не могут. Опасаясь социальной нестабильности из-за экономических неурядиц, центральноазиатские государства могут ужесточить свою политику в отношении банков и обмена валюты в попытке предотвратить кризис ликвидности.

Европа

Позиция Европы по России характеризуется разногласиями

Казалось бы, деятельность России на европейской периферии должна стать антидотом от европейской разобщенности, а страны Европы должны сплотиться между собой и с Соединенными Штатами в борьбе против общей и хорошо знакомой угрозы. Однако противоречия в Европе скорее всего будут нарастать — но не только из-за усиления националистических партий и стагнации экономики, а еще и в силу неспособности Евросоюза сформировать последовательный и связный взгляд на то, что делать с Россией в условиях, когда и дома существует множество серьезных политических и экономических проблем.

В своем ежегодном прогнозе мы писали, что Германия будет сдерживать российское наступление в Восточной Европе, однако постарается не разрушать свои стратегические отношения с Москвой. Евросоюз и его члены официально будут поддерживать временное правительство в Киеве, однако приоритетом для Германии и для других стран останутся экономические отношения с Россией. Поэтому они будут потихоньку предпринимать попытка примирения с Москвой, поступая так, чтобы ЕС не доводил дело до торговых санкций против России. Из-за двойственности европейской позиции по отношению к Москве в американской политике также будут действовать сдерживающие факторы, из-за чего трения в целом не будут особо острыми.

Москва будет оказывать стратегическое давление на Европу, поддерживая при этом рабочие взаимоотношения с Берлином, Лондоном и Парижем. Россия нацелится на Украину, Молдавию и Грузию, однако будет действовать методами экономического давления, финансировать и организовывать протесты, а также наращивать свою военную мощь. Страны Балтии и Польша тоже будут сталкиваться с мерами противодействия в трансграничной торговле, с демонстрациями военной силы со стороны России, с провокациями и митингами пророссийских групп.

Такая динамика заставит страны Европы задуматься об увеличении своих военных бюджетов после многолетних сокращений. Дебаты по вопросам внешней и военной политики будут особенно напряженными в Скандинавии и в балтийских странах Европы. В Швеции и Финляндии возникнут сомнения в целесообразности суверенитета, и они начнут дебаты о членстве в НАТО и об углублении военного сотрудничества в регионе. В Прибалтике и Польше во главу политической повестки будет поставлен вопрос об усилении регионального сотрудничества с более активным участием США. Но поскольку Соединенные Штаты будут подходить к такому участию взвешенно и осторожно, данные вопросы дальше дебатов и дискуссий не продвинутся. Между тем, Североатлантический альянс постарается продемонстрировать свою преданность этому региону в основном чисто символическими жестами, например, за счет увеличения вылетов патрульной авиации и обещаний направить на восточный фронт дополнительные силы и военную технику.

У стран Центральной и Восточной Европы существует глубокий и общий страх перед Россией, однако между ними налицо разногласия по поводу того, как и когда вести дела с Москвой. Польша будет недовольна своими не любящими рисковать соседями и тем, что она воспринимает как медленную и недостаточную реакцию США на российскую агрессивность. И хотя Венгрия, Чехия, Болгария и Словакия в ближайшее время будут критиковать Москву за ее действия на постсоветской периферии, у них сохранится заинтересованность в развитии коммерческих и энергетических связей с Россией. Это ослабит любые попытки Запада по весомому ужесточению санкций против России, но в то же время осложнит планы Москвы по строительству трубопровода «Южный поток», который пойдет в обход Украины и будет обслуживать Центральную Европу. Страны Европы будут активно обсуждать вопрос о том, как добиться энергетической независимости от России, но во втором квартале мы не рассчитываем на изменения в их политике, поскольку каждая страна во главу угла ставит цены на энергоресурсы на политически приемлемом уровне. Между тем, Германия во втором квартале будет вносить изменения в свою энергетическую политику, чтобы снизить затраты, связанные с переходом на возобновляемые источники (этот процесс начался задолго до украинского кризиса).

Подъем националистов

Одна из главных тенденций, о которой Stratfor рассказывал в своем прогнозе на 2014 год, это усиление в Европе партий националистов и евроскептиков. Данная тенденция будет особенно заметна во втором квартале, поскольку эти партии покажут хорошие результаты на майских выборах в Европарламент. В таких странах как Франция, Нидерланды, Британия, Италия, Финляндия и в меньшей степени Германия, выступающие против истэблишмента партии воспользуются недовольством общества национальными правительствами и Евросоюзом. Майские выборы будут также отмечены низкой явкой в связи с тем, что разочарование в Евросоюзе испытывает все большее количество людей.

Эти выборы будут иметь большое значение внутри ЕС и на международной арене. В странах-членах Евросоюза, таких как Британия, Франция и Германия, усиление националистических партий приведет к тому, что ведущие партии будут вынуждены соглашаться на требования из их националистических программ. Это вызовет ужесточение политики в вопросах иммиграции и требования ограничить влияние Брюсселя на политику отдельных государств. Выборы могут породить трения внутри национальных правительств, прежде всего, во Франции, где новому кабинету будет трудно преодолеть внутренние разногласия и выработать последовательную политику. Чем больше стран будет сталкиваться с усилением националистических элементов, тем труднее им будет координировать политику на уровне ЕС.

Хотя популярность националистических организаций внутри стран будет возрастать, им будет трудно создать прочный альянс в Европарламенте. Небольшие партии (такие как греческая «Золотая заря» и венгерская «За лучшую Венгрию») будут исключены из этого альянса, а остальные, типа Партии независимости Соединенного Королевства, решат не вступать в него. Пока разногласия между националистическими организациями будут мешать им бросить вызов превосходству двух крупнейших партий (Европейская народная партия и Партия европейских социалистов). При этом главные партии будут испытывать давление и поэтому станут стремиться к компромиссам друг с другом по некоторым вопросам, дабы ограничить влияние националистов. В долгосрочной перспективе это может привести к усилению сдержанности в политике ЕС по вопросам, ослабляющим национальный суверенитет.

Пределы влияния Брюсселя будут заметны в Венгрии, где правая партия премьер-министра Виктора Орбана «Фидес» воспользуется своими результатами на выборах, чтобы и дальше противодействовать нормам и правилам ЕС, проводя такой курс, который чреват большими издержками для иностранных банков, а также ужесточая государственный контроль над энергетическим сектором. Будапешт также может в этом квартале после проведения выборов сократить государственные расходы. Венгрия, как и многие ее соседи из Центральной Европы, будет поддерживать отношения сотрудничества с Россией в своих коммерческих делах.

Финансовые реформы и прогресс в вопросе о банковском союзе

Во втором квартале Европарламент и страны-члены утвердят создание так называемого единого механизма разрешения проблем (SRM) и фонда срочной помощи, что станет последним этапом в деле формирования банковского союза. Данным соглашением будут установлены совместные обязанности в преодолении трудностей проблемных банков, и Евросоюз вместе со странами-членами возьмут на себя коллективные обязанности по принятию решений. Европейскому центробанку будет принадлежать основная роль в инициировании процесса закрытия банков, однако национальные правительства могут получить инструменты по оспариванию решений центробанка. За восемь лет будет создан международный фонд помощи проблемным банкам, и в это время политика в Европе будет становиться все более националистической, порождая недоверие к тем структурным реформам, которые ограничивают национальный суверенитет. Хотя в этом квартале мы станем свидетелями политического прогресса в деле создания банковского союза, глубокая обеспокоенность относительно стабильности европейского финансового сектора сохранится.

Подъем европейских сил, выступающих против правящих кругов, а также пессимизм в отношении траектории движения Европы вызовет споры в Германии по вопросу о том, как подготовиться к грядущему усилению трудностей в урегулировании кризиса еврозоны. Одним из важнейших проявлений данной тенденции станет тихое обсуждение в правительстве вопроса о том, как укротить конституционный суд Германии.

Второй квартал будет также отмечен дебатами о финансовых реформах на юге Европы, поскольку некоторые правительства внесут изменения в свои налоговые системы в попытке стимулировать занятость. Эти страны не добьются намеченных показателей по дефициту, и реформы в предстоящие три месяца дадут лишь ограниченный эффект.

Франция, Италия и Испания представят свои финансовые реформы, и в некоторых случаях снизят подоходный налог, а в других — налоги на компании. Повышение налогов в остальных областях, а также небольшое сокращение расходов компенсируют воздействие таких снижений на государственные доходы. Предупреждения ЕС о недопустимости нарушения лимитов по дефициту будут в основном проигнорированы. В конце второго — начале третьего квартала национальные парламенты утвердят реформы, после чего уйдут на летние каникулы. В ближайшей перспективе эффект от них не почувствует никто, а до конца года можно ждать лишь незначительного уменьшения безработицы.

Португалия в мае может завершить программу срочной помощи. Португальское правительство подвергнется мощному давлению оппозиции и общественности, которая будет требовать не просить в Евросоюзе и МВФ кредитную линию в качестве меры предосторожности, поскольку это будет связано с условием о дальнейших экономических реформах. Идя по пути Ирландии, Лиссабон решит не обращаться за помощью, чтобы избежать возникновения политического кризиса в стране. Однако предложение МВФ и ЕС останется в силе, если Лиссабон вдруг решит согласиться на него позднее.

Достигнув в конце марта договоренности с кредиторами, Греция весь квартал будет утверждать часть мер, которые она обсуждала с ЕС и МВФ. Афины попытаются найти баланс между утверждением дополнительных сокращений расходов в госсекторе и ослаблением налогов, выплачиваемых работодателями и работниками. Некоторые из этих мер вызовут протесты населения и трения в составе непрочной правящей коалиции, однако мы считаем, что в этом квартале греческое правительство не будет распущено. Афины также продолжат переговоры с кредиторами о предоставлении дальнейшей помощи. В предстоящие три месяца это соглашение вряд ли будет заключено, однако в последующем Греция все равно может получить дополнительную помощь (в виде дополнительных кредитов или улучшения условий их погашения).

Ближний Восток и Северная Африка

Американо-иранские переговоры продолжатся

Противостояние между США и Россией в Европе во втором квартале отразится на Ближнем Востоке, так как Кремль изыскивает возможности для того, чтобы связать Америке руки или по крайней мере принудить ее к компромиссу с Москвой. Иран это первое место, где Россия может попытаться уколоть США, поскольку Вашингтон будет особенно болезненно относиться к любым попыткам срыва ядерных переговоров. Россия может выступить с предложением о поставках в Иран ядерных реакторов и современной боевой техники, а также о бартерных сделках, чтобы обойти санкции. Некоторые из этих предложений могут оказаться весьма заманчивыми для Ирана, и их можно будет использовать в качестве рычага в торге с Соединенными Штатами. Однако мы полагаем, что Тегеран будет держаться на некотором расстоянии от Москвы и во главу угла поставит переговоры с Вашингтоном.

Во втором квартале американо-иранские переговоры наверняка наткнутся на определенные препятствия, которые, однако, будут недостаточно серьезными, чтобы пустить переговорный процесс под откос. Когда стороны будут обговаривать детали ядерного соглашения в преддверии крайнего срока, который наступит в июле, в американском конгрессе появится оппозиция, которая выступит против уступок и предоставления Ирану права на обогащение урана. Противники переговоров в Вашингтоне начнут кампанию, подчеркивая связи Ирана с терроризмом и нарушения прав человека в этой стране, чтобы обосновать необходимость сохранения санкций. В то же время, Иран столкнется с нарастающим внутренним давлением, так как иранский президент Хасан Рухани пытается удовлетворить и жестких противников компромиссов, и своих настроенных на экономические реформы сторонников. Скорее всего, в этом квартале Рухани будет очень осторожно проводить реформы с субсидиями. Но во время встречи иранской и американской сторон он постарается использовать угрозу серьезного политического хаоса в Иране, дабы продемонстрировать необходимость более существенного ослабления санкций. Как мы указывали в годовом прогнозе, несмотря на ожидаемые осложнения, американская администрация сохранит в своих руках достаточно исполнительных полномочий, чтобы продолжать переговоры с целью достижения более объемлющего результата.

Взаимосвязь интересов на сирийских и ливанских выборах

Американо-иранский торг, а также саудовское и российское вмешательство в этот переговорный процесс во втором квартале отразится на выборах в Сирии и Ливане. Срок полномочий ливанского президента заканчивается в мае, а Сирия должна провести президентские выборы в июне. Сирийский президент Башар Асад может воспользоваться тем, что режим все увереннее чувствует себя на поле боя (в значительной мере благодаря помощи России и Ирана), а также преобладающей явкой на выборы своих сторонников, чтобы обеспечить себе еще один президентский срок. С другой стороны, президентские выборы в Ливане будут долгими и изнурительными, так как пользующаяся поддержкой Саудовской Аравии «Коалиция 14 марта» и поддерживаемая Ираном и Сирией «Коалиция 8 марта» во главе с «Хезболлой» будут вести упорную борьбу за этот пост. «Хезболла», Сирия и Иран потребуют выдвижения нейтрального кандидата в президенты, который не станет поднимать болезненный вопрос о разоружении боевиков «Хезболлы» и признает необходимость сотрудничества с Дамаском. Споры и торг за президентское кресло могут сорвать график выборов.

В Сирии войскам правящего режима выгодна продолжающаяся междоусобная борьба в рядах повстанцев, поскольку они упорно и настойчиво восстанавливают контроль над районами вокруг Дамаска и продолжают наступление в северном направлении, занимая Алеппо и прилегающие к нему территории. «Хезболла» сохранит свое мощное присутствие вдоль сирийско-ливанской границы, но она сможет воспользоваться успехами сирийских властей на поле боя, чтобы уделить больше внимания укреплению своих позиций в Ливане. Страны Персидского залива будут и дальше направлять помощь повстанцам из Свободной сирийской армии и некоторым группировкам салафитов-джихадистов в южные районы Сирии на границе с Иорданией, мешая режиму одержать решающую победу. Между тем, Россия, оказывая поддержку сирийскому режиму, будет пользоваться данным обстоятельством и обеспокоенностью по поводу угрозы применения химического оружия, сохраняя в этом регионе определенные рычаги влияния и противодействия США.

Пределы влияния Саудовской Аравии

Саудовская Аравия, чрезвычайно встревоженная перспективой примирения своего главного врага со своим главным гарантом безопасности, попытается сформировать более прочную и единую позицию против Ирана в Совете сотрудничества стран Персидского залива. Но ей это не удастся. Совет уже раздирают внутренние противоречия, и некоторые его члены, включая Оман, Катар и Кувейт, вовсе не считают прагматичный компромисс с Тегераном анафемой своим стратегическим интересам. Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты будут наиболее стойко придерживаться саудовской позиции, оказывая опосредованное сопротивление Ирану через войны чужими руками в Сирии, Ливане и Ираке. Но Иран одержит верх во всех этих противостояниях. Эта подгруппа Совета сотрудничества стран Персидского залива во главе с Саудовской Аравией будет также продолжать свою агрессивную кампанию по ослаблению позиций «Братьев-мусульман» во всем регионе. Кувейт попытается выступить в качестве посредника между странами залива, а Катар будет и дальше оказывать поддержку группировкам типа «Братьев-мусульман», формируя свою внешнюю политику независимо от саудовских интересов. Чем больше будет противоречий и раскола в рядах Совета сотрудничества стран Персидского залива, чем меньше он будет способен реагировать на внешнее давление в регионе, тем больше данные разногласия будет использовать Иран, пытающийся наладить хотя бы какие-то рабочие отношения
Источник: inosmi.ru
Опубликовал Sokol, 17-04-2014, 12:50
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *

Личный кабинет